Права потребителей при оказании услуг химчистки
Новости

27.06.2022

Права потребителей при оказании услуг химчистки

Довольно развитым в настоящее время является такой вид бытового обслуживания населения как химическая чистка вещей. Однако не все организации, оказывающие данные услуги, работают на потребительском рынке добросовестно. Чаще всего претензии граждан, возникающие при оказании услуг химчистки, связаны с порчей (повреждением) принятой на химчистку вещи или ее утратой.

Деятельность по оказанию услуг химической чистки вещей регулируется следующими законодательными актами:

· Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);

· Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ №2300-1);

· Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. №1025 (далее - Правила).

· "ГОСТ Р 51108-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия"

Передача вещи в химическую чистку.

При оказании услуг химической чистки между потребителем (заказчиком) и исполнителем заключается договор (квитанция) бытового подряда, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить определенную услугу. Договор обязательно должен содержать:

¾ наименование, юридический адрес организации-исполнителя, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество;

¾ сведения о государственной регистрации;

¾ вид услуги;

¾ цена услуги;

¾ точное наименование, описание и цена вещи, если услуга выполняется с вещью потребителя;

¾ отметка об оплате потребителем полной цены услуги либо о внесенном авансе;

¾ даты приема и исполнения заказа;

¾ должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Процедура химической чистки и требования к ней.

¾ прием изделий;

¾ сортировка изделия и комплектование партий изделий;

¾ удаление специфических загрязнений (выведение пятен);

¾ зачистка изделий;

¾ обработка изделий в среде органических растворителей или водных растворов;

¾ отделка изделий;

¾ влажно-тепловая обработка;

¾ после химической чистки проверить изделие на соответствие требованиям (раздел 5 ГОСТ Р 51108-2016);

¾ упаковка изделий.

Выдача вещи потребителю.

Вещи, прошедшие химическую чистку, должны соответствовать следующим требованиям:

· Должны быть чистыми, не иметь пятен, затеков, ореолов, запаха растворителя и пятно выводных препаратов, посторонних волокон, пуха, пыли;

· Сохранять исходную форму, целостность, цвет, рисунок и рельефность;

· Должны быть сухими, хорошо отглаженными, без морщин, перекосов, заломов, искривлений швов и нарушения конструкции пошива;

· На брюках линия сгиба должна располагаться посередине передних и задних половин брюк и быть запрессованной по всей длине;

· На изделиях из искусственного меха ворс должен сохранять характерные для данного меха гриф, блеск, упругость и направление;

· Изделия и их детали из натурального меха должны сохранять блеск и исходную форму;

· Поверхность изделий из кожи и меха после химической чистки и отделки растворами красителей не должна иметь затеков и должна иметь прочную окраску;

· Трикотажные изделия должны сохранять исходные объем и форму, не иметь спущенных петель и вытянутых мест;

· Ковры и ковровые изделия должны быть не запылёнными, не иметь пятен, изменений цвета, заминов ворса, налета постороннего ворса, а также сохранять целостность основы и ворса;

· Мягкие игрушки должны быть сухими, не иметь запаха, закрасов, деформации швов, отклеивания деталей, ворс должен быть расчесан;

· Головные уборы должны соответствовать фасону и размеру, ленты и прокладки должны быть отглаженными, ворс должен быть расчесан;

· Перопуховые изделия и одежда с наполнителем из пуха и пера должны быть сухими, пышными, не иметь запаха;

· Уменьшение массы перопуховых изделий (подушек, перин и т.п.) после химической чистки (вследствие удаления пыли, загрязнений и обломов пера) должно составлять не более 40% первоначальной массы при влажности не выше 12%;

· Изделия, прошедшие химическую чистку, не должны содержать серого налета;

· При получении изделия из химической чистки потребитель вправе проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.

Ответственность за повреждение вещи.

Перечень допустимых дефектов после химической чистки предусмотрен п. 5.19 раздела 5 ГОСТ Р 51108-2016:

¾ дефекты, выявленные при приеме изделия в химчистку;

¾ проявившиеся скрытые дефекты, возникшие вследствие нарушения технологии изготовления изделия, в том числе при использовании клеевого метода крепления деталей при пошиве изделия, в результате естественного эксплуатационного износа и неправильного ухода за изделием в процессе эксплуатации;

¾ застарелые, не поддающиеся выведению пятна, в том числе от краски, плесени, клея, чернил.

В случае если потребитель оказался в ситуации, когда в момент приемки вещи из химчистки он обнаружил какие-либо повреждения, необходимо составить двусторонний акт с указанием всех обнаруженных дефектов. Если компания от составления вышеуказанного акта отказывается, то вещь забирать не стоит и потребителю необходимо обратиться с письменной претензией.

При наличии спора по выявленным дефектам, проводится технологическая экспертиза согласно ГОСТ Р 57140-2016 «Технологическая экспертиза изделий, прошедших обработку на предприятиях химической чистки и в прачечных. Общие требования». Такая экспертиза проводиться независимой организацией или независимым экспертом (группой экспертов) с наличием высшего профессионального химического образования и практического опыта. Результатом технологической экспертизы является экспертное заключение.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ №2300-1).

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Материал подготовила юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Заводоуковске Наталья Михеева


Возврат к списку