Ответственность маркетплейса перед потребителями
Новости

11.10.2022

Ответственность маркетплейса перед потребителями

На сегодняшний день Интернет-торговля в большинстве случаев реализуется посредством маркетплейсов. Наиболее популярные из них это «Wildberries» и «Ozon».

Маркетплейс – это электронная торговая площадка, которая предоставляет информацию о товарах или услугах третьих лиц. Фактически маркетплейс является платформой-посредником между продавцом и покупателем. Компании размещают на общей платформе маркетплейса информацию о предлагаемых с их стороны товарах и услугах, а пользователи посредством единого сайта осуществляют выбор и оформляют заказ с конкретным продавцом. Такая платформа привлекает покупателей тем, что на сайте можно легко сравнить стоимость одного и того же товара от различных продавцов и выбрать для себя наиболее выгодный вариант. Маркетплейс предоставляет потребителю возможность одновременно:

-ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара;

-заключить с продавцом договор купли-продажи;

-произвести предварительную оплату указанного товара путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу маркетплейса в рамках применяемых форм безналичных расчетов в установленном порядке.

Способы продажи товаров посредством маркетплейсов

Продажа товаров через маркетплейс может осуществляться:

1.От имени самой платформы, которая подбирает, заказанный покупателем товар у поставщиков и отправляет его. Фактически продавцом будет является непосредственно платформа.

2.От имени самих поставщиков. В этом случае за качество товаров отвечает непосредственный продавец, а не интернет-площадка. Полная и достоверная информации о продавце должна указываться:

-на странице с предлагаемым товаром;

-при оформлении заказа;

-в документах, подтверждающих оплату товара.

Ответственность маркетплейса

Крайне важно установить, что за юридическое лицо является продавцом. Причем это необходимо сделать до оформления заказа, так как если товар придет некачественный, то будет уже известно, кому предъявить свои претензии. Если же заблаговременно не выяснить эту информацию, то в последствии может оказаться что неизвестно кому предъявлять претензии по поводу качества товара.

В большинстве случаев ответственность перед потребителями несет непосредственный продавец, а не маркетплейс, однако существуют исключения.

Так, если маркетплейс предоставил недостоверную или неполную информацию о товаре, то он несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. Владелец маркетплейса возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В определенных случаях маркетплейс обязан вернуть потребителю сумму, внесенную им за товар или услугу, в течение 10 дней с момента получения от него соответствующего требования. Такая обязанность у маркетплейса наступает при одновременном наличии следующих условий:

1) сумма оплаты была внесена на счет маркетплейс, но в согласованный срок потребителю не был передан товар или не была оказана услуга;

2) потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора по мотиву нарушения условий такого договора.

К требованию о возврате суммы предоплаты, адресованному маркетплейс, потребитель должен приложить подтверждение направления продавцу/исполнителю уведомления об отказе от договора, при этом, если условиями пользовательского соглашения или иного соглашения не установлено иное, потребитель вправе направить продавцу уведомление через сайт маркетплейс.

У маркетплейса есть право отказать потребителю в возврате суммы предоплаты в случае получения от продавца/исполнителя подтверждения того, что свои обязательства перед ним он выполнил и маркетплейс направил такое подтверждение потребителю в течение 10 дней с момента получения от него требования о возврате предоплаты. При несогласии потребителя с оценкой представленных маркетплейсом доказательств он вправе отстаивать свои интересы в судебном порядке.

При этом некоторые платформы предусмотрели возможность предъявлять претензии к продавцам посредством формы сайта, что позволяет наиболее оперативно сообщить о недостатках товара и получить обратную связь.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Материал подготовил юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в

г. Тобольске Анкушев Сергей Александрович

 

Возврат к списку