Актуально
Обязанность потребителя производить оплату за домофон
31.08.2018
Количество показов: 275

С недавнего времени проблема домофонов и платежей за них стала одной из самых распространенных в области ЖКХ. 

Оплата за домофон, а также обслуживание домофонных устройств регулируется следующими нормативными актами:

1.Гражданский кодекс РФ;

2.Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ);

3.Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. №2300-1;

4.Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме);

5.Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в п. 1 ст. 36 ЖК РФ и в пп. "д" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п.1 ст. 161 ЖК РФ ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме несут управляющие компании.

Деятельность управляющих организаций по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома подпадает под действие главы 39 ГК РФ, регулирующей отношения, вытекающие из договора возмездного оказания услуг, а также под действие Закона РФ "О защите прав потребителей".

Если техническое обслуживание запирающих устройств (домофона) предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида работ производится из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 157 ЖК РФ.

В случае же если договором управления многоквартирным домом в составе работ по содержанию и ремонту общего имущества не предусмотрено техническое обслуживание запирающего устройства (домофона), то для начисления такой платы необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора с управляющей организацией или с организацией, осуществляющей обслуживание домофона.

Ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что для решения вопроса об установлении домофона даже в одном подъезде необходимо уведомить всех собственников многоквартирного дома и получить их согласие путем проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с п.п. 1, 5, 6 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Однако, необходимо различать две разные услуги – обслуживание и ремонт домофона (за такую услугу должны платить все собственники многоквартирного дома) и абонентскую плату за использование домофонной трубки (от такой услуги и ее оплаты, собственник вправе отказаться вне зависимости от принятого решения большинством собственников).

Вместе с тем, управляющая компания обязана выдать каждому собственнику ключ от домофона, независимо от того оплатил он его установку или нет, в ином случае будет нарушено право собственника на беспрепятственный доступ к своей квартире. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

П. 3 ст. 154 ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Стоимость технического обслуживания домофона определяется договором на оказание услуг и выполнение работ подрядной организацией. Как правило, подрядные организации сами устанавливают размер платы за свои услуги.

Размер платы за обслуживание запирающих устройств, который управляющая компания включает в тариф на содержание и ремонт общего имущества, должен быть обоснован. Тариф на обслуживание домофона, в том числе порядок его изменения, а также порядок внесения платы за такое обслуживание устанавливается в договоре между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и собственниками помещений в многоквартирном доме или по их поручению с управляющей организацией.

Любой собственник может обратиться в управляющую организацию и запросить расшифровку статьи на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома

(п. п. 10, 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Довольно распространены случаи, когда домофон не работает длительный период времени, а управляющая организация перечисляет подрядчику плату за его обслуживание и включает ее в квитанцию. В таком случае любой из собственников может потребовать у управляющей организации осуществить перерасчёт.

Если подрядная организация ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по договору обслуживания, это может послужить причиной для отказа от ее услуг, путем проведения общего собрания собственников.

Принять решение о смене подрядчика можно только на общем собрании собственников. При этом в собственности жильцов остается то оборудование, которое они оплатили (т.е. – демонтировать его компания не имеет права, так как это уже не ее собственность).

За более подробной информацией Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей по следующим контактам:

адрес: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3

тел.: (3452) 567-990 доб. 3722 и 3723

горячая линия: 68-48-94

e-mail: kczpp@fguz-tyumen.ru

группа «В контакте»: Защита прав потребителей
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку публикаций