ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Защита потребителей от неправомерного сбора персональных данных

Новости
В современном мире защита персональных данных становится все более актуальной темой. С каждым днем потребители сталкиваются с увеличивающимся числом случаев неправомерного сбора и использования информационных. Проблема затрагивает не только частную жизнь людей, но и вопросы безопасности, ведь утечка данных может привести к серьезным финансовым и репутационным потерям.

В ответ на эти вызовы были разработаны законодательные механизмы защиты потребителей. Они направлены на обеспечение прозрачности процессов сбора данных, установление контроля потребителей над своей персональной информацией и предотвращение ее несанкционированного использования.

В 2022 году Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗбыли внесены изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»[i], эти нововведения позволяют на практике реализовать защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использование личных данных потребителей.

Согласно внесенным требованиям, запрещается сбор личных данных (номеров телефонов, электронной почты и других) у потребителей без явной необходимости при покупке ими товаров и услуг.

Продавцы не вправе отказать в заключении и исполнении договора потребителю из-за отказа потребителя предоставить свои персональные данные (кроме случаев, когда обязанность предоставить такие данные прямо предусмотрена законом, например, покупка ювелирных украшений на сумму от 40 000 р).

Есть исключения — если данные нужно предоставить по другим законам или они нужны для исполнения договора. Например, чтобы связаться с покупателем при оформлении возврата или доставки товара, можно запросить телефон и адрес электронной почты. Закон запрещает требовать с потребителей лишние данные. Например, нельзя будет отказывать в продаже билета на массовое мероприятие, если покупатель не предоставил ФИО и паспортные данные. Если при покупке товара не в рассрочку в магазине просят копию паспорта, это незаконно.

Если продавец отказывается заключать договор без персональных данных, покупатель может потребовать объяснить причины письменно или устно. Если запрос от потребителя пришел в письменной или электронной форме, продавец должен ответить в течение 7 дней. Если его спросили устно, нужно рассказать о требованиях немедленно. В ответе продавца обязательно должны быть указаны правовые основания, определяющие невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных. В противном случае отказ в заключении договора будет признан незаконным и продавца оштрафуют за нарушение прав потребителей.
[i] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"