Если право потребителя было нарушено, для начала следует обратиться к нарушителю с письменной претензией, в которой будут изложены суть нарушения и заявлено законное требование. Однако, не редкими бывают ситуации, когда продавец или исполнитель отказывают потребителю в удовлетворении претензии полностью или частично. Что же делать в такой ситуации?
Согласно ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом. Для обращения в суд необходимо подготовить исковое заявление. Требования к оформлению иска установлены статьями 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как определить суд, в который необходимо обратиться? Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: · нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; · жительства или пребывания истца; · заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В зависимости от цены иска необходимо определить подсудность дела. Так иски по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей 100 000 рублей – отнесены к мировым судам. Иски, цена которых превышает указанную сумму, или основное требование которого носит нематериальный характер (например, о понуждении к определенным действиям), следует подать в районный суд.
Следует знать, что потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.