ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Консультации потребителей – приоритетная задача

Новости
В 2024 году в консультационный центр и консультационные пункты по защите прав потребителей обратились и получили консультационную помощь 1453 гражданина и хозяйствующих субъектов.

Количество обращений в сфере торговли превысило количество обращений в сфере оказания услуг (выполнения работ). Из общего количества обращений 55,34 % были связанны со сферой торговли; 43,1% - с оказанием услуг (выполнением работ); 1,56 % - общие вопросы применения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей.

По вопросам сферы торговли поступило 850 обращений, из которых большая часть была связана с продажей:

- технически сложных товаров, в том числе бытового назначения (195 обращений);
- дистанционным способом (112 обращений);
- обуви (85 обращения);
- одежды (58 обращений).

Много обращений по работе маркетплейсов (дистанционная торговля). Сложности были связаны с приобретением товаров ненадлежащего качества. При обращении к продавцу потребители часто не получают обратную связь и не понимают, куда обращаться дальше. Распространена ситуация и тогда, когда сами продавцы не знают своих обязанностей в отношении потребителей и необоснованно отказывают в удовлетворении их требований. Возникают сложности и после согласования возврата – некоторые площадки предъявляют дополнительные требования при возврате товара ненадлежащего качества, такие как наличие коробки и штрихкода от товара, которые по объективным причинам на момент выявления недостатка у потребителя скорее всего отсутствуют.

Большое количество обращений касалось качества одежды и обуви. Увеличение числа таких споров наблюдается с наступлением соответствующего сезона. При этом во всех случаях продавцы при получении экспертного заключения, составленного экспертом консультационного центра о не качественности товара, производили возврат денежных средств как за сам товар, так и возмещали убытки на проведение экспертизы. Указанное свидетельствует о понимании со стороны хозяйствующих субъектов того, что суд вынесет решение в пользу потребителя и в таких ситуациях целесообразнее решать вопросы до обращения потребителя за судебной защитой.

По направлению «оказание услуг (выполнение работ)» были проведены 662 консультации, значительное количество которых пришлось на оказание бытовых услуг (229 обращений), вопросы оказания услуг ЖКХ (130 обращений), финансовых услуг (77 обращений) и туристских услуг (50 обращений);

Актуальными вопросами в сфере оказания финансовых услуг по-прежнему являются вопросы навязывания дополнительных услуг к договорам кредитования (особенно автокредитов) и возможности отказа от таких услуг. В 2024 года отказ от такой дополнительной услуги осложняется тем, что по условиям договора (допсоглашения) при оформлении такой платной услуги, на основной товар продавцом предоставляется скидка. Следовательно, при отказе от навязанной услуги, скидки не применяется, и продавец вправе требовать возмещения этой скидки с покупателя.

В отчетном периоде подавляющее большинство обращений в сфере оказания бытовых услуг были связанны с нарушением сроков изготовления мебели или ее качества.

Высоким остается количество обращений в сфере ЖКХ. Большое количество вопросов было связано с оплатой услуги по вывозу твердых коммунальных отходов: возможности осуществить перерасчет платы, если в квартире (доме) не проживали; выставление платы за предшествующие несколько лет, когда плата не начислялась или обязанности оплачивать услугу.

Что касается практической помощи обратившимся гражданам, в отчетный период для них было подготовлено 252 проекта документов для потребителей, из них: 51 исковое заявление; 154 претензии; 47 иных процессуальных документов.

По итогу предъявленных хозяйствующим субъектам претензий, были удовлетворены денежные требования потребителей в размере 2 944 591 рублей, а также исполнены 7 нематериальных требования (устранение недостатков выполненной работы).

По результатам рассмотрения составленных специалистами исковых заявлений, судами были удовлетворены требования на сумму порядка 8 753 368 рубля. Из них в судебном порядке, где защиту потребителя обеспечивали специалисты консультационного центра и пунктов в пользу потребителя были взысканы 4 052 680 рубля.

По экспертизам одежды и обуви, составленным экспертами консультационного центра и пунктов потребители вернули 690 983 рублей.

Специалистами Консультационного центра и пунктов проводилась работа по информированию населения, организуются акции на улицах города с распространением памяток.