ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Возврат уцененного товара

Изображение от freepik


Рассмотрим порядок возврата уцененного товара надлежащего и ненадлежащего качества.
Что означает понятие «уцененный товар»?

Уцененный товар – это товар (продукция), стоимость которого значительно снижена продавцом по причине проблемности товара: в связи с наличием производственного брака в данном изделии (партии изделий), повреждении товара при транспортировке/хранении, истечением срока годности товара, низким спросом на данный товар и иным причинам.

Как правило, при продаже уценённых товаров продавец и покупатель обязаны заранее оговорить дефекты, присутствующие в товаре и документально зафиксировать данную договорённость. На данные оговорённые дефекты гарантия производителя/продавца не распространяется. Тем не менее, на остальные потребительские свойства товара гарантия действует в соответствии со ст. 470 Гражданского кодекса РФ (далее – Кодекс)[1] .

Правовые основания для возврата товара надлежащего качества.
В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»[2] (далее – Закон) потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Установлен перечень товаров, которые не подлежат обмену в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463[3] (далее – Постановление).

Правовые основания для возврата товара ненадлежащего качества.
Если в приобретенном вами уцененном товаре обнаружились недостатки, которые не были оговорены продавцом, вы имеете право по своему выбору предъявить требования на основании ст. 18 Закона РФ «о защите прав потребителей» (далее – Закон)[4], а именно:

  • замены на товар этой же марки (модели, артикула) надлежащего качества (далее - аналогичный товар);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены, если цена товара отличается;
  • уменьшения покупной цены соразмерно выявленным недостаткам товара;
  • незамедлительного бесплатного устранения недостатков товара или возмещения ваших расходов на их устранение. При этом необходимо представить доказательства несения соответствующих расходов либо расчет стоимости устранения недостатков. Это может быть, например, заключение эксперта о стоимости устранения соответствующих недостатков; смета на выполнение работ по устранению недостатков;
  • возврата уплаченной за товар суммы. В этом случае товар ненадлежащего качества возвращается продавцу за его счет.

Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, например, разницу между уплаченной за товар ценой и ценой аналогичного товара на момент удовлетворения требований потребителя (в случае возврата некачественного товара) или уплаченные банку проценты по договору потребительского кредита на целевое приобретение такого товара.

В обоих случаях целесообразно составить два экземпляра заявления (претензии). Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее заявление, проставило свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности, а также дату принятия заявления и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр заявления оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу (это может понадобиться, например, в случае судебного спора).


[1] ст. 470 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.06.2025)
[2] ст.25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
[3] Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 (ред. от 17.05.2024) "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
[4] ст. 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»