Возврат денежных средств за дополнительные банковские услуги
Новости

15.11.2021

Возврат денежных средств за дополнительные банковские услуги

Помимо выдачи кредита, банк вправе оказывать гражданам дополнительные финансовые услуги, которые, к сожалению, не всегда им выгодны и нужны.

Чтобы упорядочить отношения по отказу от таких услуг, приняты изменения, вносимые в Закон о потребительском кредите[1].

В настоящее время, при выдаче кредита банк должен оформить заявление о предоставлении потребительского кредита, которое содержит в себе согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Кредитная организация обязана обеспечить гражданину возможность согласиться или отказаться от этих услуг[2].

Чаще всего, в подобном заявлении заранее прописано, что заключение договора на оказание дополнительных банковских услуг носит добровольный характер, либо в графе «согласен на заключение договора» пропечатана отметка (например, галочка, крестик).

Теперь, с 30 декабря 2021 года ч. 2 ст. 7 Закона о потребительском кредите будет дополнена следующей формулировкой: «Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается»[3].

Из этого следует, что согласие заемщика на доп. услуги не может быть определено банком заранее. Нововведение направлено на защиту граждан, которые фактически не могут отказаться от навязанных услуг на стадии заключения кредитного договора.

Также, с 30 декабря 2021 года в Законе о потребительском кредите будет прямо установлено, что в течение 14 дней со дня выражения заемщиком согласия на оказание финансовой услуги гражданин может от нее отказаться[4]. Данный отказ принимается только в письменном виде.

Эти изменения обязывают кредитора письменно закреплять право заемщика отказаться от финансовой банковской услуги и по истечении 14-дневнего срока, с возвратом ему части уплаченной суммы.

Во всех вышеуказанных случаях деньги возвращаются в течение 7 семи рабочих дней со дня письменного отказа от банковской услуги.

Учитывая, что необходимость отказаться от договора на оказание дополнительных банковских услуг имеет место сейчас, до вступления названных изменений стоит иметь в виду следующее.

1. Банковская услуга – это обычная услуга, на которую распространяется право потребителя на отказ от исполнения договора в любое время при условии оплаты банку фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору[5].

Это право может быть реализовано гражданином до полного исполнения банком всех обязанностей, указанных в договоре. В противном случае, отказ банка в возврате уплаченной суммы будет правомерным.

В связи с этим, перед обращением в банк необходимо подробно ознакомиться с условиями договора и правилами, на основании которых он действует. Если услуга носит длительный характер, выигрышность позиции потребителя увеличивается.

Зачастую, ряд банковских услуг носит однократный характер, которые могут быть исполнены в день подписания договора. В таком случае отказ от исполнения от договора будет нерезультативным, т.к. за услугу, оказанную в полном объеме, деньги не возвращаются.

2. Внимательно изучите текст кредитного договора и заявления о предоставлении потребительского кредита.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

О неисполнении банком такой обязанности может свидетельствовать отсутствие в кредитном договоре или в заявлении о его предоставлении информации о содержании или стоимости дополнительной услуги, либо банком не получено согласие потребителя на оказание такой услуги.

Указанное, на основании ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», позволяет потребителю отказаться от исполнения договора в разумный срок и потребовать возврата уплаченной суммы в полном объеме.

Во избежание возникновения подобных ситуаций, до подписания каких-либо заявлений или договоров требуйте от банка предоставления текста документа для подробного изучения в спокойной домашней обстановке, что прямо разрешено ч. 7 ст. 7 Закона о потребительском кредите. Условия договора не подлежат изменению в течение 5-ти рабочих дней, данных на ознакомление[6].

Это позволит принять взвешенное решение и избежать приобретения услуг, которые потребителю не нужны.

Исполнитель: юрисконсульт КЦ ЗПП Яшутина Д.А. +7 (3452) 567-990, доб. 3723



[1] Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

[2] Ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

[3] Ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 г. № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

[4] П. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

[5] Ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 782 Гражданского кодекса РФ.

[6] Ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».


Возврат к списку