Значимость пробника при покупке парфюмерно-косметической продукции
Новости

14.02.2022

Значимость пробника при покупке парфюмерно-косметической продукции

Парфюмерно-косметическая продукция является неотъемлемой частью жизни любого человека. Ее использование обеспечивает поддержание и улучшение внешности как женщин, так и мужчин.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»[1] (далее – ТР ТС 009/2011) дает определение парфюмерно-косметической продукции[2], из которого можно выделить ее признаки:

- способ нанесения – непосредственно:

на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы);

на зубы и слизистую оболочку полости рта.

- цель использования – очищение покровов человека, изменение их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними.

Законом запрещен обмен качественных парфюмерно-косметических товаров[3], а потому, с учетом ее назначения, каждому покупателю хочется заранее ознакомиться с их свойствами.

Данное желание может быть осуществлено благодаря пробникам (тестерам) – образцам парфюмерно-косметической продукции, представленным в малой расфасовке и/или упрощенной упаковке, предназначенным для тестирования и апробации[4].

Чаще всего потребители задаются вопросом, для всех ли парфюмерно-косметических изделий должны предоставляться пробники?

Крупные косметические компании самостоятельно обеспечивают наличие пробников для каждой единицы своих товаров, что является их добровольным решением и направлено на демонстрацию товаров неопределенному кругу потребителей в рекламных целях.

В то же время, п. 67 Правил продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи установлена обязанность продавца обеспечить потребителю возможность ознакомиться с запахом и иными свойствами духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции[5]. К примеру, для этого предлагается использовать бумажные листки, лакмусовые бумажки, пропитанные душистой жидкостью, образцы-понюшки, предоставляемые изготовителями товаров.

Таким образом, только парфюмерная продукция в обязательном порядке должна быть обеспечена тестерами.

Если парфюмерно-косметическая продукция выбирается потребителем на основании представленного пробника, заключаемый договор квалифицируется как договор купли-продажи по образцам[6].

Следовательно, представленный потребителю пробник должен полностью совпадать с продаваемым товаром – соответствовать его содержимому и не иметь отличий по физическим и химическим свойствам. Это подтверждается тем, что в отношении пробников, которые являются образцами парфюмерно-косметической продукции, также действуют требования ТР ТС 009/2011[7].

В частности, пробники с истекшими сроками годности не могут находиться в торговой точке и предлагаться к апробированию, так как не соответствуют требованиям безопасности[8]. Пробники, не маркированные в установленном ТР ТС 009/2011 порядке, не могут находиться в торговой точке и предлагаться к применению[9].

В том случае, когда приобретенный товар отличается от пробника, считается, что потребителем куплен товар ненадлежащего качества, то есть с недостатком в виде несоответствия товара представленному образцу[10]. Поэтому, на основании п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать от продавца:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- возврата уплаченной за товар суммы, отказавшись от исполнения договора купли-продажи.

Если у потребителя имеются сомнения в достоверности или качественности представленного пробника, необходимо сфотографировать как сам пробник, так и приобретаемый товар. Указанные действия необходимы для того, чтобы у потребителя имелась возможность доказать, какой именно пробник был выставлен продавцом как образец товара.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Юрисконсульт Консультационного центра по защите прав потребителей Дарья Яшутина



[1] принят Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. № 799.

[2] ст. 3 ТР ТС 009/2011.

[3] абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 3 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463.

[4] ст. 3 ТР ТС 009/2011.

[5] утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463.

[6] п. 1 ст. 497 Гражданского кодекса РФ.

[7] постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 г. № 15АП-13184/2019 по делу № А53-19586/2019.

[8] постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.11.2017 г. № Ф02-6075/2017 по делу № А19-3526/2017.

[9] постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2019 г. № Ф08-11810/2019 по делу № А53-19586/2019.

[10] абз. 8 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».


Возврат к списку