Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах
Новости

22.07.2022

Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах

Одним из самых экономичных средств передвижения является поезд. Времена, когда поездка на железнодорожном транспорте больше походила на пытку, к счастью, остались в прошлом. Сегодня действуют комфортабельные поезда с современными вагонами и всеми удобствами. Одной из разновидностей железнодорожного транспорта является электричка.

Пригородный поезд (разг. «Электричка) – это поезд, следующий на расстояние не более 200 км, либо на расстояние свыше 200 км в границах территории одного субъекта Российской Федерации или в границах территорий двух субъектов Российской Федерации, один из которых город федерального значения.[1]

Для обеспечения качества и безопасности рельсового транспорта, государством были установлены обязательные требования.

Основные требования к услугам железнодорожного транспорта, устанавливаются следующими нормативными актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2. Закон РФ «О защите прав потребителей»;

3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации[2];

4. Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 г. №810[3];

5. Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом[4];

6. ГОСТ Р 58099-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах»[5].

В пригородном сообщении могут быть реализованы следующие классы обслуживания пассажиров:

♦ базовый класс (вагоны пригородного пассажирского поезда без дополнительных услуг);

♦ эконом-класс (вагоны скорого пригородного пассажирского поезда с набором дополнительных услуг, предоставляемых за дополнительную плату);

♦ бизнес-класс (вагоны скорого пригородного пассажирского поезда с набором дополнительных услуг, включенных в стоимость проездного документа).

Основные требования, предъявляемые к обслуживанию пассажиров в поездах пригородного сообщения:

♦ потребительские требования к комфорту вагонов различных типов, используемых для осуществления пригородных пассажирских перевозок[6];

♦ требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах различных типов при различных классах обслуживания в пригородных поездах[7];

♦ требования к качеству информационно-справочного обслуживания пассажиров в пути следования[8];

♦ требования к качеству санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров в пригородных поездах[9];

♦ требования к качеству прочих дополнительных услуг и товаров, предлагаемых пассажирам в пути следования[10];

♦ требования к обслуживанию пассажиров сотрудниками поездных бригад при посадке-высадке в поезд и в пути следования[11];

♦ требования к персоналу, осуществляющему обслуживание пассажиров в пути следования[12].

На железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:

♦ перечень работ и услуг, их стоимость;

♦ наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;

♦ стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

♦ время отправления и прибытия поездов;

♦ сроки продажи проездных документов (билетов);

♦ перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;

♦ время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;

♦ расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом и мест взвешивания ручной клади;

♦ перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

♦ перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности[13].


При возврате неиспользованного проездного документа (билета) пассажир имеет право получить в билетной кассе полную стоимость проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест:

♦ при возврате до отправления поезда неиспользованного проездного документа (билета) в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда более чем на час;

♦ при возврате неиспользованного проездного документа (билета) не позднее чем за два часа до отправления поезда. При этом с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету).

Пассажир имеет право получить в билетной кассе 50 процентов от стоимости проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест при возврате неиспользованного проездного документа (билета) менее чем за 2 часа до отправления поезда. При этом с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету).

Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест не производится. Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении таких поездов пригородного сообщения более чем на час. Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест производится только в часы незапланированного перерыва в движении таких поездов на станции отправления пассажиров.

Возврат стоимости абонементного билета осуществляется перевозчиком после подачи пассажиром письменного заявления. Размер суммы, которая подлежит возврату, определяется путем деления стоимости абонементного билета на количество дней действия билета или количество поездок и умножения на фактическое количество дней, оставшихся до истечения срока действия билета с даты его возврата или количество неиспользованных поездок. При возврате абонементного билета до начала срока его действия (или осуществления поездок) возвращается полная стоимость проезда.

Возврат денег производится в течение 10 дней со дня подачи пассажиром письменного заявления[14].

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Материал подготовлен экспертом Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Зеленской Ольгой.



[1] Приказ Минтранса России от 28.06.2021 N 213 "Об утверждении критериев определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования"

[2] Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

[4]Приказ Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 г. №473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»;

[5] ГОСТ Р 58099-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах» (утвержден и введен в действие 09.04.2018 г. №183-ст).

[6] п.5 ГОСТ Р 58099-2018;

[7] п. 6 ГОСТ Р 58099-2018;

[8] п. 7 ГОСТ Р 58099-2018;

[9] п.8 ГОСТ Р 58099-2018;

[10] п.9 ГОСТ Р 58099-2018

[11] п.10 ГОСТ Р 58099-2018

[12] п. 11 ГОСТ Р 58099-2018


Возврат к списку