Как защититься от навязывания дополнительных услуг (товаров)?
Новости

04.10.2022

Как защититься от навязывания дополнительных услуг (товаров)?

Попытка понудить человека к приобретению товаров или услуг, в которых у него нет надобности является грубым нарушением его прав как потребителя.

Новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» такое нарушение даже выделила в отдельный пункт. Так, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, закон содержит конкретный запрет на навязывание потребителю дополнительных услуг или товаров, которые ему не нужны.

Типичным навязыванием дополнительных услуг являются следующие случаи:

· понуждение граждан к заключению договоров страхования здоровья или недвижимости при оформлении кредитов;

· навязывание коммерческой организацией невостребованного товара или услуги в дополнение к основному товару;

· навязывание дополнительных гарантий, сервисного обслуживания.

Потребителю важно знать, что отказ от услуг страхования по закону не может быть основанием для отказа в кредитовании, так как это услуги не связанные (за исключением страхования залоговой недвижимости при ипотечном кредитовании).

Если же договор страхования все же был заключен, то от него можно отказаться в течение 14 календарных дней (период охлаждения).

В случае, если же был навязан товар, то от него тоже можно отказаться, но существует обязанность доказать тот факт, что он действительно был навязан, а это бывает не так просто.

Потому нужно постараться пресечь навязывание в момент покупки, а не бороться с этим в постфактум.

Рекомендации по предотвращению навязывания товара (услуги).

1. При ответственной и дорогостоящей покупке (оформление кредита) всегда желательно идти не одному, а с близким человеком. Дополнительная поддержка поможет справиться с напором продавцов и принять более обдуманное и взвешенное решение. Кроме того, свидетельские показания также являются существенным доказательством при установлении факта навязывания услуг (товаров). Наряду со свидетельскими показаниями в качестве доказательства могут признаваться аудио и видеозаписи;

2. До подписания договора на оказание услуг (оплаты товара) внимательно изучите условия покупки на предмет условий, которые предусматривают приобретение дополнительные услуг (товаров). В случае если такие условия имеются, то потребовать исключить данные пункты и однозначно заявить, что не нуждаетесь в дополнительных опциях;

3. Все свои замечания по навязыванию товаров (услуг) желательно фиксировать письменно, в виде: заявлений, замечаний к договору и т.д. В дальнейшем это будет являться существенным доказательством того, что факт навязывания имел место быть;

4. На сегодняшний день рынок товаров и услуг является достаточно конкурентным и потому, если в одной фирме вам навязывают дополнительные опции, то заявите, что это вас не устраивает и вы обратитесь в иную компанию. Иногда такого заявления бывает достаточно для того, чтобы продавец поменял свою позицию и перестал навязывать что-либо. Если же ситуация не меняется, то можно действительно попробовать обратиться в иную организацию;

5. При навязывании товаров (услуг) укажите продавцу, что это является нарушением ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и что вы оставляете за собой право на обращение с жалобой в Роспотребнадзор;

6.Не верьте заверениям сотрудников организации о том, что от дополнительных услуг (товаров) можно будет отказаться позднее и без последствий для себя. В большинстве случаев это не так – от многих товаров нельзя отказаться, так как они входят в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Многие же навязанные услуги являются разовыми и чаще всего уже оказаны в полном объеме в день заключения договора, соответственно и отказаться от услуг после их оказания уже невозможно.

7.Ответственно подходите к своему выбору и подписываемым документам. Постарайтесь добиться того, чтобы вам предоставили договор до его подписания для изучения в домашней обстановке. Когда у вас на руках имеется договор с ущемляющими условиями, это будет существенным обоснованием для жалобы в Роспотребнадзор, который по результатам проверки может привлечь нарушителя к ответственности.

«Материал подготовила юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Заводоуковске Наталья Михеева.»


Возврат к списку