Закон «О защите прав потребителей» регулирует так же отношения, возникающие при оказании финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя, в том числе предоставление кредита, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему и хранению ценных бумаг граждан и других ценностей, оказание консультационных услуг.
Информация, которая должна предоставляться потребителю финансово-кредитной организацией
До предоставления потребительских кредитов, кредитная организация должна доводить до потребителя достоверную и полную информацию о самой организации, об условиях кредитования, использования и возврата денежных средств.
В случае использования специальной банковской терминологии кредитная организация дает соответствующие разъяснения для того, чтобы информация была понятна лицам, не обладающим специальными познаниями в данной области и доступна без применения средств информационно-коммуникационных технологий.
В информации указывается:
- наименование кредитной организации, регистрационный номер, место нахождения, контактный телефон и WEB-сайт кредитной организации;
- минимальный (максимальный) срок потребительского кредита;
- минимальная (максимальная) сумма потребительского кредита (лимит кредитования), а также валюта потребительского кредита;
- расходы потребителя по получаемому кредиту, состоящие из годовых процентов и при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту, включающих в себя все виды платежей кредитной организации и третьим лицам (страховым организациям, оценщикам и почтовым службам), связанные с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита;
- информация по расчету суммы процентов по кредиту и дополнительных расходов потребителя за пользование кредитом и иных расходов по нему: порядок и периодичность начисления процентов (иллюстрируется примерами расчета);
- график платежей по потребительскому кредиту, в котором указываются числовые значения платежей, направленных непосредственно на погашение потребительского кредита, процентов по потребительскому кредиту, а также при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту;
- примерный перечень документов, необходимых для оценки кредитоспособности потребителя; примерный перечень возможных видов обеспечения по кредиту (при наличии); порядок и сроки рассмотрения заявления потребителя о предоставлении потребительского кредита;
- условия досрочного погашения кредита;
- размер неустойки (штрафа, пени), в том числе за просрочку платежа по потребительскому кредиту, и порядок расчета суммы неустойки (штрафа, пени);
- другие условия, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита, в том числе о необходимости заключения договоров с третьими лицами;
- имеющиеся ограничения для получения потребительского кредита;
- информация о способах погашения задолженности по потребительскому кредиту.
Условия кредитного договора, ущемляющие права потребителя
1. При заключении кредитного договора, кредитные организации обязывают своих заемщиков страховать за свой счет жизнь и потерю трудоспособности на весь срок кредитования, в противном случае могут отказать заемщику в предоставлении кредита. Это условие противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителя (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»).
2. При выдаче кредита потребителя обязывают оплачивать различные единовременные и ежемесячные комиссии, в том числе: сбор (комиссию) за рассмотрение заявки по кредиту (оформление кредитного договора), за открытие, ведение, обслуживание банковского счета, за предоставление (выдачу) кредита, за прием наличных средств в счет погашения кредита, за прием платежей для зачисления на банковские счета физических лиц, за выпуск, обслуживание пластиковой карты и др.
Уплата комиссий - это фактически вознаграждение банку за осуществление им банковских операций, т.е. дополнительная плата за услугу по выдаче кредита.
3. Потребителю необходимо убедиться, что в заключенном договоре право Банка на требование о досрочном погашении кредита соответствует законодательству Российской Федерации и не ограничивает его права как потребителя.
4. В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» потребитель может самостоятельно выбрать место рассмотрения споров с Банком, а не по месту нахождения Банка или Филиала, как может быть указано в договоре.
5. Банки нередко включают в кредитный договор условие о взимании комиссии (штрафа) в случае досрочного погашения кредита, что противоречит законодательству о защите прав потребителей.
6. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда.
7. Условие о праве банка взыскивать с заёмщика, отказавшегося от получения кредита, штраф так же незаконно, поскольку законом не предусмотрена возможность взыскания с потребителей неустойки за отказ от исполнения обязательств по договору.
8. Включение условия о взимании платы за выдачу справок о состоянии задолженности заёмщика-гражданина по кредиту, также противоречит закону и нарушает права потребителя.
Защищать свои права легко, когда знаешь о них!
|
|