В современной школе проблемы здоровья и образования тесно переплетаются. Плохое здоровье ограничивает возможности получения полноценного образования, равно как и дефекты образовательного процесса приводят к невосполнимым потерям здоровья.
Правильное оснащение учебно-воспитательных учреждений учебной мебелью и рациональное ее использование имеет большое значение для поддержания правильной рабочей позы, хорошей работоспособности, профилактики нарушений осанки и зрения, а, следовательно, сохранения здоровья подрастающего поколения.
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропологии, гигиены, физиологии и направлены на гармоничное физическое развитие детей, выработку правильной осанки, длительное сохранение работоспособности, профилактику нарушений зрения и отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.
Мебельная продукция должна соответствовать ТР ТС 025/2010 «О безопасности мебельной продукции», должна быть изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению и при условии соблюдения правил, предусмотренных эксплуатационными документами, она была безопасной для здоровья детей, обеспечивая:
- санитарно-гигиеническую (безвредность для здоровья) и химическую безопасность, в том числе устойчивость рабочих и фасадных поверхностей мебели к действию моющих и дезинфицирующих средств;
- соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка.
Химическая безопасность мебельной продукции должна обеспечиваться отсутствием выделения в окружающую среду летучих химических веществ из изделий мебели в количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на организм ребенка с учетом совместного действия всех выделяющихся веществ. При эксплуатации мебели не должны выделяться химические вещества, относящиеся к первому классу опасности, а содержание остальных веществ не должно превышать допустимые уровни миграции в воздушную среду. При выделении из мебели нескольких вредных химических веществ, обладающих суммацией действия, сумма отношений концентрации к их предельно допустимой концентрации не должна превышать единицу. Мебель, используемая в образовательных учреждениях должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции рабочих и фасадных поверхностей во избежание роста и развития микрофлоры (особенно патогенной). После дезинфекции химическими реагентами не должно быть видимых изменений поверхности (высокостойкие поверхности) или возможно возникновение едва заметных изменений в блеске или цвете поверхности (стойкие поверхности).
Необходимо также следить за соответствием размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. Так как наиболее характерной рабочей позой ученика является «поза сидя» (наименее эргономически утомительной вследствие наличия дополнительной точки опоры, которой является сиденье), то и гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, в первую очередь касаются размеров столов и стульев. Положение «сидя» наименее утомительно только лишь при соответствии размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка.
Парты, столы и стулья должны иметь фабричную цифровую маркировку. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула указывают в числителе группу, а в знаменателе диапазон роста детей, для которых предназначена мебель.
На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев для учреждений образования (кроме средних специальных и высших учебных заведений) должна быть нанесена цветовая маркировка в виде круга, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм соответствующего цвета, наносится на боковые поверхности ученического стола и стула (либо на задней части спинки стула) непосредственно потребителем (кроме демонстрационных столов и столов для учителей). Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеющейся основой. В любом случае способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать еѐ длительную сохранность.
Оборудование образовательных учреждений должно быть безопасным для организма учащихся, должно соответствовать возрастным биологическим особенностям детского
организма и функциональному назначению в зависимости от специфики учреждения.
Размеры мебели и ее маркировка в общеобразовательных учреждениях:
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 |
1000 - 1150 |
460 |
Оранжевый |
260 |
2 |
1150 - 1300 |
520 |
Фиолетовый |
300 |
3 |
1300 - 1450 |
580 |
Желтый |
340 |
4 |
1450 - 1600 |
640 |
Красный |
380 |
5 |
1600 - 1750 |
700 |
Зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
Голубой |
460 |
Размеры мебели и ее маркировка в дошкольных учреждениях:
Группа роста детей (мм) |
Группа мебели |
Высота стола (мм) |
Высота стула (мм) |
до 850 |
00 |
340 |
180 |
свыше 850 до 1000 |
0 |
400 |
220 |
с 1000 - 1150 |
1 |
460 |
260 |
с 1150 - 1300 |
2 |
520 |
300 |
с 1300 - 1450 |
3 |
580 |
340 |
с 1450 - 1600 |
4 |
640 |
380 |