В 2018 году деятельность по информированию и консультированию потребителей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» осуществляют консультационный центр по защите прав потребителей (г. Тюмень) и 5 консультационных пунктов по защите прав потребителей (г. Тобольск, г. Ишим, г. Заводоуковск, р.п. Голышманово, с. Бердюжье). В отчетный период указанными структурными подразделениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проконсультировано 6 102 потребителя и представителей хозяйствующих субъектов, из них 4 695 устно, 953 с помощью электронных коммуникаций и 454 письменно.
Устные консультации осуществлялись тремя способами:
· по месту проживания, сбора и схода граждан (выездные);
· по телефону;
· по месту нахождения специалистов консультационных центра и пунктов по защите прав потребителей.
В рамках выездных консультаций специалистами консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей было осуществлено 66 выездов, в рамках которых проконсультировано 510 человек.
По телефону поступило 2 663 обращения, в том числе 1 032 на региональную «горячую линию», работа которой обеспечивается в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защиты прав потребителей».
В течение 2018 года организовано 76 тематических «горячих линий, в том числе:
- услуги ЖКХ;
- услуги связи;
- туристические услуги;
- финансовые услуги;
- детские товары;
- транспортные услуги (такси и каршеринг);
- дистанционная торговля;
- качество и безопасность продуктов питания
- и пр.
Из общего количества обращений в 2018 году 3 509 (57,52 %) консультации были даны по вопросам, связанным со сферой торговли; 2 474 (40,56%) - оказанием услуг (выполнением работ); 117 (1,93%) - общие вопросы применения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В сфере торговли, традиционно, большая часть вопросов была связана с куплей-продажей технически сложных товаров (647 обращений), мобильных телефонов (539 обращений), мебели (313 обращений), обуви (311 обращений) и одежды (292 обращения).
В сфере услуг (работ) было проведено 2 474 консультации, значительное количество которых пришлось на бытовые (474 обращения), жилищно-коммунальные (466 обращений) и финансовые (405 обращений), транспортные (171 обращение) услуги и услуги связи (130 обращений).
В 2018 году в ходе консультаций было подготовлено 663 проекта документов для потребителей, в том числе 389 претензий, 158 исковых заявлений и 116 иных процессуальных документов.
Значимое количество претензий было составлено по технически сложным товарам (85 единиц), мобильным телефонам (55 единиц), бытовым услугам (43 единицы), мебели (30 единиц) и финансовым услугам (28 единиц).
В досудебном порядке 223 претензий из 389 были удовлетворены добровольно (57,33%) на общую сумму 3 398 331 рубль.
Наибольшее количество составленных исковых заявлений пришлось на бытовые услуги (25 единиц), технически сложные товары (23 единицы), мебель и финансовые услуги (по 18 единиц), долевое строительство (16 проектов).
Судебная защита прав потребителей по составленным исковым заявлениям имеет следующие результаты:
- 124 положительных решений в пользу заявителей;
- 7 мировых соглашений;
- 3 исковых заявлений не были удовлетворены;
- 9 исковых заявлений не подано;
- 3 отказа от исковых требований;
- 12 дел находится в производстве суда.
По результатам рассмотрения гражданских дел судами общей юрисдикции в пользу потребителей присуждено 5 651 686 рублей, из них 4 241 103 рубля по материальным требованиям, 112 500 рублей компенсировано морального вреда и 1 298 083 рубля штрафа, предусмотренного статьей 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г.; удовлетворено 6 нематериальных требований). В 20 из 158 случаях консультационным центром (пунктами) оказывались консультационные услуги по ведению гражданского дела в суде общей юрисдикции.
Результаты деятельности по экспертизе потребительских товаров имеют следующие результаты. В отчетном проведены экспертизы 361 единицы товара, из них 25 по заявлениям потребителей, 37 по заявлениям хозяйствующих субъектов и 299 товаров по предписаниям Управления Роспотребнадзора по Тюменской области. Последние организуются в рамках выполнения государственных работ государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» на 2018 год. Значимое количество экспертиз пришлось на продовольственные товары (78 товаров проэкспертировано), одежда (65 экспертных заключений), обувь (45 экспертных заключений).
Вопросы защиты прав потребителей освещались на официальном сайте и сайтах сторонних организаций, а также в средствах массовой информации. Всего в отчетном периоде на сайте было размещено 128 информационных материалов. В СМИ размещено 62 материала.
Информирование населения ведется через электронные версии «Инфотека» (раздел официального сайта, содержащий нормативно-методическую документацию по вопросам защиты прав потребителей) и «Банк данных судебных актов».
В течение года организовано 191 образовательное мероприятие (лекции, семинары и др.) на которых присутствовало 2 236 человек. Указанные мероприятия были проведены:
- в образовательных учреждениях;
- в местах нахождения коммерческих, общественных и иных организаций.
В 2018 году осуществлялись мероприятия по организации молодежного волонтерского движения. Совместно с юридической клиникой Тюменского государственного университета регулярно организуются семинары для студентов. Участники юридической клиники получают практические знания на базе консультационного центра (включая судебную практику). Студенты средне специальных и высших учебных заведений участвуют в акциях по распространению информационных материалов для потребителей.
Велась информационная работа, посвященная ежегодной Всероссийской Олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников.
Специалистами Консультационного центра и пунктов принималось участие в вебинарах по вопросам туристических и финансовых услуг. Было принято участие в Международной конференции "Лучшие практики защиты прав потребителей финансовых услуг: регулирование и взаимодействие в условиях цифровой экономики», в Итоговом круглом столе на тему «Мероприятия по укреплению механизмов взаимодействия органов государственной власти, регуляторов финансового рынка и общественных организаций в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг».