Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора?
Новости

10.04.2019

Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора?

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Законом «О защите прав потребителей») не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и продавцом (исполнителем).

Нередко встречаются случаи включения условий об обязательности соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в договор купли-продажи товара (оказание услуг). В таком случае, договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию. Условия договора, обязывающие потребителей соблюсти претензионный порядок, являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 05.02.2019 года №49-КГ18-61 пришел к выводу, что досудебный порядок урегулирования спора и, соответственно, подача досудебной претензии является правом потребителя, но не его обязанностью.

При этом пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" установлено, что до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возврата искового заявления.

Кроме того, из анализа судебной практики следует, что в силу ст. ст. 450.1 , 310 Гражданского кодекса Российской Федерации воля сторон на прекращение договора, а также односторонний отказ от исполнения договора со стороны потребителя должна быть доведена до другой стороны надлежащим образом. В случае отсутствия надлежащего извещения другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора либо о его прекращении суд вправе вернуть исковое заявление.

Вместе с тем, при отсутствии досудебного порядка урегулирования спора, потребитель не вправе рассчитывать на, предусмотренный ст. 13 Закона «О защите прав потребителей», штраф, взыскиваемый с продавца (изготовителя, исполнителя), за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если у Вас возникают дополнительные вопросы по защите своих прав, либо Вам необходима помощь в составлении юридических документов, Вы можете обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей по адресу:

г. Ишим, ул. Ленина, 28, 3 этаж, телефон 8-34551-2-32-84, либо посредством электронной почты icons@fguz-tyumen.ru


Возврат к списку