Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.
Организация детского отдыха в учреждениях осуществляется в соответствие с СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул"; СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей"; СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».
Продолжительность смены определяется с учетом профиля оздоровительного лагеря, условий по размещению и организации деятельности:
- санаторной смены - не менее 24 дней, для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;
- оздоровительной смены - не менее 21 дня, для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур.
- смена в палаточном лагере определяется его спецификой и климатическими условиями, составляет не более 21 дня. При отсутствии условий для проведения банных дней (помывки детей) продолжительность смены не более 7 дней.
Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.
Наполняемость отрядов регламентируется с учетом вида оздоровительной организации:
- оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей подразделяются на отряды не более 25 человек для обучающихся 1 - 4 классов и не более 30 человек для остальных школьников.
- смена палаточного лагеря комплектуется заранее, количество детей в каждом отряде не должно быть более 15 человек.
- стационарная организация отдыха и оздоровления детей комплектуется поотрядно в день заезда детей.
Основными направлениями оздоровительной деятельности среди детей и подростков в условиях организованных коллективов являются:
· рациональная организация распорядка дня, с достаточной продолжительностью сна, чередование разнообразных видов деятельности в игровой форме с максимальным пребыванием детей на воздухе;
· обеспечение оптимального двигательного режима с индивидуальным подходом в дозировании физической нагрузки;
· оптимальный режим и культура питания, построенные на принципах рационального питания в сочетании с дополнительной витаминизацией пищи;
· формирование ценности здоровья и мотивации на здоровый образ жизни;
· создание оптимальных санитарно-гигиенических условий среды обитания;
· обеспечение психологического комфорта;
· рациональное использование природно-климатических оздоровительных факторов в сочетании с физкультурно-оздоровительной работой и закаливанием.