Обеспечение детей рациональным полноценным питанием становится стратегической задачей государства.
Питание - единственный источник пластического материала и энергии. Оно имеет большое значение для растущего, развивающегося организма. Оно необходимо для гармоничного развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма к факторам внешней среды и профилактики целого ряда заболеваний - рахита, анемии, отставания в физическом развитии, гиповитаминоза.
Здоровое питание школьников складывается из оптимальной количественной и качественной структуры питания, гарантированной безопасности, технологической и кулинарной обработки продуктов и блюд, физиологически обоснованного режима питания.
Для организации питания детей в образовательных учреждениях разрабатывается рацион, который предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания в течение фиксированного отрезка времени. На основании рациона составляется меню, где учитывают продолжительность пребывания детей в школе, возрастную категорию и физические нагрузки.
Организация питания в образовательных учреждениях
Учащимся необходимо двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть дополнительно организован полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.
В детских садах организуют трехразовое горячее питание (завтрак, обед, ужин). При 8-10-часовом пребывании детей питание должно быть 3-4-разовым. При 10,5-12-часовом пребывании - 4-5-разовое. При 13-24-часовом - 5-6-разовое. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака.
Чтобы обеспечить детям разнообразное и полноценное питание в образовательном учреждении и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. В нем указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
Питание детей в образовательных учреждениях организуется по принципу "щадящего питания". При приготовлении блюд должны использоваться следующие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару и в пароконвектомате. Жарка применяться не должна. Для профилактики недостатка витаминов и минеральных веществ в питании детей используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
Контроль организации питания в учреждениях для детей и подростков
Организация питания детей и подростков во всех типах учреждений любых форм собственности подлежит в нашей стране систематическому контролю. Выделяют два основных вида такого контроля: периодический и постоянный.
Периодический контроль осуществляется органами и учреждениями государственного санитарного надзора и заключается в проведении периодических проверок выполнения требований санитарных норм и правил для соответствующих типов учреждений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с организацией и обеспечением горячего питания, обеспечивают проведение производственного контроля, включающего следующие лабораторно-инструментальные исследования:
- микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства;
- калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре;
- контроль проводимой витаминизации блюд;
- микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательной микрофлоры (БГКП);
- микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов;
- исследования смывов на наличие яиц гельминтов;
- исследования питьевой воды на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по химическим и микробиологическим показателям.
Результаты лабораторно-инструментальных исследований должны быть проведены аккредитованным испытательным лабораторным центром и соответствовать нормативным документам.
Постоянный контроль организации питания детей и подростков в условиях учреждений образования возлагается на руководителей этих учреждений и медицинских работников.