В России активно начинает действовать институт финансового уполномоченного.
В настоящий момент финансовый омбудсмен рассматривает споры потребителей со страховыми компаниями, кроме сферы обязательного медицинского страхования (полисы ОМС). К финомбудсмену можно обращаться, если финансовая организация нарушила условия договора или нормы закона. Например, страховая компания занизила сумму страховой выплаты или вообще отказалась платить. Решения омбудсмена обязательны для участников спора, как и решения суда. Принятие и рассмотрение обращений непосредственно от потребителя финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Прежде чем обратиться к финомбудсмену нужно определить подлежит ли ему рассмотрение вопроса. Есть несколько обязательных условий:
1) Обращаться к омбудсмену можно только по договорам граждан с финансовыми организациями.
2) Споры могут касаться только денег и имущества.
3) Сумма спора не может превышать 500 тыс. рублей. Имущественные споры по ОСАГО омбудсмен рассматривает независимо от суммы.
4) Проблемы с организацией возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления финансовому уполномоченному. Более давние споры омбудсмен рассматривает только в особых случаях – например, если время было упущено из-за болезни.
Если в течение последних трех лет потребитель обращался в финансовую организацию с претензией и получил компенсацию, недостаточную по его мнению, может обратиться к омбудсмену. Но если спор уже рассматривал суд и вынес свое решение, то уполномоченный пересматривать это решение не возьмется.
После выяснения этих обстоятельств требуется перейти к решению проблемы с финансовой организацией: направить претензию. Если требование не удовлетворено, - можно обращаться к финансовому омбудсмену. Для этого необходимо отправить обращение через личный кабинет на сайте
Уполномоченный может полностью или частично удовлетворить ваши требования либо отказать вам, если сочтет, что финансовая организация действовала верно. После того, как омбудсмен вынесет решение, он направит его в финансовую организацию и заявителю. Через 10 дней после того, как уполномоченный подпишет решение, оно вступит в силу.
При несогласии с решением омбудсмена, можно решить спор с компанией через суд. Подать иск надо в течение 30 календарных дней после того, как решение уполномоченного вступит в силу. При обращении в суд нужно будет приложить к документам решение омбудсмена.
Финансовая организация тоже может обратиться в суд, чтобы обжаловать решение омбудсмена, но на это ей дается всего 10 рабочих дней после вступления решения в силу.
По словам финомбудсмена, рост обращений увеличивается. Сама процедура рассмотрения конфликта между гражданином и финансовой организацией составляет 15 дней, что позволяет потребителям финансовых услуг разрешать споры без дополнительных денежных и временных издержек уже сейчас.
Напомним, что с 1 января 2020 года полномочия финансового омбудсмена распространятся на микрофинансовые организации (МФО), а с 1 января 2021 года на банки, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК).
Для получения консультации Вы можете обращаться:
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в городе Ялуторовске, Заводоуковском городском округе, Упоровском, Юргинском районах, Ялуторовском районах
адрес: Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Заводская, д. 4
тел.: (34542) 9-03-26
e-mail: kp.zavodoukovsk@fguz-tyumen.ru
Защищать свои права легко, когда знаешь о них!