Санитарные требования к условиям труда офисных работников и профилактика профессиональных заболеваний
Новости

21.04.2020

Санитарные требования к условиям труда офисных работников и профилактика профессиональных заболеваний

Одними из важнейших требований при организации рабочего места являются обеспечение безопасных, комфортных условий для работы, недопущение возникновения профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

Условия труда офисных работников формируются из параметров микроклимата (температуры, влажности, скорости движения воздуха), световой среды (коэффициента естественной освещённости, освещенности естественной и искусственной), уровней электромагнитного воздействия от персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и печатно-копировальной техники. На условия труда офисных работников влияют организационное (время непрерывной работы, количество часов в рабочей неделе), материально-техническое обеспечение рабочих мест, выполнение работодателем социальных обязательств (организации предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников). Работу в офисе принято считать наиболее безопасной, так как:

- у сотрудников нет физического напряжения;

- рабочий день обычно проходит в сидячем положении;

- микроклимат офисного помещения стараются сделать оптимальным.

Однако длительная работа в таких условиях нередко приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, верхних дыхательных путей, снижению остроты зрения.

Факторы, которые способствуют развитию болезней среди сотрудников офисов.

· Перенапряжение – может быть вызвано неудобным сидячим положением и неправильной эргономикой рабочего места. Это приводит к нарушению кровообращения в ногах, отекам ног, болям, судорогам икроножных мышц, может перейти в варикозное расширение вен и тромбофлебит, остеохондроз, деформирование осанки. Синдром запястного канала развивается у людей, которые более 15 часов в неделю печатают на клавиатуре. В результате сужается туннель, расположенный на запястье со стороны ладони, через который проходят нервы. Это приводит к защемлению нервов, деформации костей и суставов кисти.

· Длительная непрерывная работа за компьютером в совокупности с неблагоприятным микроклиматом (сухим воздухом из-за работы кондиционера в летнее время и системы отопления в зимнее) может вызвать синдром сухого глаза из-за постоянного чтения с экрана монитора. Последствия: усталость глаз, рези и боль в глазах, а иногда и ухудшение зрения.

· Стресс - напряженная, монотонная работа может привести к головным болям, скачкам артериального давления, утомляемости и, как следствие, повышенному риску инфарктов и инсультов.

Эргономика рабочего места офисного работника должна соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», в том числе:

- рабочее место обеспечивается стулом (креслом) с подъёмно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой в соответствии с положениями п.9.6., п.9.7. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Зачастую в офисах используются рабочие стулья, не обладающие конструкцией, обеспечивающей поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяющей изменять позу для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления;

- оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.;

- площадь помещения должна составлять не менее 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя ПЭВМ.

Заболевание относят к профессиональным, когда доказана причинно-следственная связь между ним и фактором, который влиял на сотрудника на рабочем месте. Многие профзаболевания не проявляют себя долгое время, поэтому их трудно диагностировать. Кроме того, у офисных работников все осложняется тем, что, например, компьютер – неспецифичное оборудование, он есть практически в каждом доме. То есть, вне рабочего места на сотрудника продолжают действовать те же вредные факторы.

Для снижения негативного воздействия производственных факторов работодателю следует обеспечить:

· допустимые параметры микроклимата (температура воздуха 19-25 оС, относительная влажность воздуха 15-75%, скорость движения воздуха <0,1 м/с), при работе, связанной с нервно-эмоциональным напряжением требуется обеспечить оптимальные параметры микроклимата (температура воздуха 19-21 оС, относительная влажность воздуха 55-62%, скорость движения воздуха <0,1 м/с);

· помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ;

· правильную эргономику рабочего места;

· возможность соблюдения режима труда и отдыха;

· организацию предварительных и периодических медицинских осмотров;

· выполнение программы производственного контроля за производственными факторами и обеспечить её выполнение в соответствии с положениями СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Для сохранения здоровья работнику следует:

· соблюдать режим труда и отдыха, в том числе, использование регламентированных перерывов (в соответствии с СанПиНом 2.2.2/2.4.1340-03 время перерывов в зависимости от категории работника и длительности смены составляет от 50 до 140 мин.);

· проходить предварительные и периодические медицинские осмотры;

· своевременно обращаться за медицинской помощью при выявлении нарушений здоровья.

Для санитарно-гигиенической оценки естественной освещенности, микроклимата и других физических факторов, влияющих на состояние здоровья человека, необходимо обладать специальными профессиональными знаниями и образованием, а также поверенным оборудованием и действующей аккредитацией в соответствующей области.

Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» осуществляют инструментальные измерения и оценку факторов производственной среды на основании предписаний главного государственного санитарного врача или заместителя (в рамках плановых и внеплановых проверок); определений, вынесенных должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (на договорной основе). Для подачи заявления на измерение физических факторов нужно обратиться в отдел организации работы с потребителями услуг (г. Тюмень, ул. Холодильная, д.57). Телефон: 567-990 доб. 3020, 3021, 3022, 3023, 3024, 3025. Подробная информация об услугах Центра размещена на официальном сайте нашем сайте http://www.fguz-tyumen.ru/.


Возврат к списку