Изменения подходов к организации контрольно-надзорной деятельности стало возможным после внесения дополнений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» статьи 8.1 (далее Федеральный
Применяться риск-ориентированный подход может для оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).
Понятие риск-ориентированного подхода законодательно закреплено и представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен подход, предполагающий установление категории по риску причинения вреда здоровью населения при осуществлении деятельности.
Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11.08.2017 года утверждены методические рекомендации МР 5.1.0116-17. 5.1. «Организация Госсанэпидслужбы России. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация хозяйствующих субъектов, видов деятельности и объектов надзора по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий. Методические рекомендации», которые описывают единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.
Помимо этого, методическими рекомендациями определены базовые принципы установления потенциального риска причинения вреда здоровью, установлен единый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, к определенной категории риска причинения вреда здоровью граждан.
Внедрение риск-ориентированного подхода при организации надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеет целью:
- обеспечение условий пропорциональности интенсивности контрольно-надзорной деятельности риску причинения вреда здоровью всего населения и конкретных категорий - работников, потребителей товаров и услуг;
- концентрацию усилий надзорных органов на объектах, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;
- сокращение числа проверок на объектах низкого риска для населения, работающих, потребителей;
- улучшение качества среды обитания, условий труда и безопасности потребительской продукции за счет предупреждения нарушений санитарного законодательства объектами, представляющими наибольший риск для здоровья;
- стимулирование объектов надзора к соблюдению требований санитарного законодательства через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
Важнейшим результатом применения риск–ориентированного подхода при организации надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения стало снижение (в первую очередь на объектах низкого риска для населения) количества проводимых плановых проверок.
Для получения консультаций либо с целью оказания практической помощи в составлении юридических документов Вы можете обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей в г. Ишиме по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Ленина, 28, 3 этаж, телефон 8 (34551) 2-32-84, либо посредствам электронной почты icons@fguz-tyumen.ru, сообщество ВК https://vk.com/public188075388.