Услуги общественного питания регламентируются основными нормативными документами.
1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036)
2. ГОСТ Р 56766-2015 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации» (далее - ГОСТ Р 56766-2015);
3. ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению» (далее - ГОСТ 30390-2013);
4. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СП 2.3.6.1079-01).
Под услугой общественного питания следует понимать деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в проведении досуга и других дополнительных услугах.
Хозяйствующие субъекты (исполнители) могут оказывать услуги общественного питания в ресторанах, кафе, барах, столовых и других местах общественного питания. Предприятия данных услуг могут располагаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, а также в других зданиях, указанных в п.2.2. раздела II СП 2.3.6.1079-01 с соблюдением гигиенических нормативов (уровень шума, вибрации, инфразвука и т.д.).
Например, организации, расположенные в жилых зданиях, должны иметь отдельные входы, изолированные от жилой части здания. Не допускается прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузку продукции следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
При этом, все продовольственное сырье и пищевые продукты, поступающие в организацию, должны сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность в соответствии с п.7.7 раздела VII СП 2.3.6.1079-01.
Для предотвращения и нераспространения инфекционных заболеваний в организации запрещается приемка мяса и субпродуктов животного происхождения без клейма и ветеринарного свидетельства, а также пищевых продуктов с истекшим сроком годности и другой пищевой продукции, указанной в п.7.8 раздела VII СП 2.3.6.1079-01.
Стоит отметить, что исполнителям допускается оказывать услуги в сфере общественного питания с соблюдением правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036. В таком случае, в соответствии с п.11 раздела II данного постановления, при оказании услуг общественного питания исполнитель обязан довести до потребителя и разместить на вывеске информацию о фирменном наименовании организации, её адресе, режиме работы, типе, классе, о государственной регистрации, а также о номере и сроке действия лицензии.
Об оказываемых услугах общественного питания исполнитель на основании п.12 раздела II Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 обязан довести до сведения потребителей следующую достоверную информацию:
· перечень услуг и условия их оказания;
· цены в рублях и условия оплаты услуг;
· наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
· сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции;
· сведения о составе и пищевой ценности продукции (калорийность, количество углеводов, жира, белков, витаминов);
· обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
В соответствии с п. 7 раздела I Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 исполнитель должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов. Хозяйствующий субъект обязан довести до потребителя информацию о продукции посредством меню, прейскурантов или иными способами.
При этом, исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. За оказываемые услуги исполнитель выдает потребителю документ, подтверждающий факт оплаты (квитанция, чек и т.д.).
Исполнителю услуг общественного питания допускается осуществлять реализацию продукции следующим образом:
· на вынос по заказам потребителей;
· методом самообслуживания (шведский стол, раздаточные линии и т.д.);
· через розничную торговую сеть и другими способами, установленными п.8.1. раздела 8 ГОСТа 30390-2013.
Немаловажным приоритетом является реализация продукции общественного питания с соблюдением условий хранения и сроков годности. Не допускается реализация продукции с истекшим сроком годности, такая продукция подлежит утилизации в соответствии с п.9.13 раздела IX СП 2.3.6.1079-01.
Обращаем внимание, что в связи с распространением новой короновирусной инфекции, к объектам общественного питания на территории Тюменской области введены дополнительные требования и ограничения, не рассмотренные в настоящей публикации.
За подробной информацией обращайтесь в Консультационный центр по защите прав потребителей по адресу г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3, тел.: (3452) 567-990 доб. 3722 и 3723.
Горячая линия: 68-48-94
Телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора (8 800 555 49 43)
e-mail:
группа «ВКонтакте»:
Эксперт по качеству товаров и услуг
Виктория Казанцева.