Требования к услугам проката велосипедов, самокатов
Новости

02.07.2020

Требования к услугам проката велосипедов, самокатов

Услуги проката – это деятельность по предоставлению внаем движимого имущества во временное пользование.

Услуги проката относятся к бытовым услугам. Оказывать такие услуги могут исполнители, выступающие в роли арендодателя и имеющие статус юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Отношения в сфере бытового обслуживания регламентируются:

1) ГОСТом Р 57616-2017 «Услуги бытовые. Услуги проката. Общие требования» (ГОСТ Р 57616-2017);

2) Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025);

3) Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

При оказании услуг проката исполнитель в соответствии с пп.4.7.1 п.4.7 раздела 4 ГОСТа Р 57616-2017 и п.2 раздела II Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 должен иметь вывеску с указанием фирменного наименования юридического лица или индивидуальный предпринимателя, место нахождения (юридический адрес) и режима работы.

Оказываемые услуги исполнителем по прокату имущества должны заключаться на основании договора в письменном виде. Такой договор считается публичным договором на основании п.3 ст.626 ГК РФ и при этом, исполнители могут оказывать услуги потребителям:

Ø по срочному прокату с обязательным условием – заключение договора;

Ø по часовому прокату с условием оформления квитанции, в которой должны быть включены реквизиты исполнителя;

по прокату с предоставлением потребителю электронного договора или электронной квитанции. В таком случае, исполнитель услуг должен выдать потребителю один экземпляр договора. Исполнитель вправе самостоятельно определяет размер оплаты за пользование услугами проката. Так, согласно п.1 ст.630 ГК РФ и п.4.16 раздела 4 ГОСТа Р 57616-2017 установлено, что плата за такие виды услуг устанавливается в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.

Согласно п.4 раздела II Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 договор об оказании услуг должен содержать следующие сведения:

· фирменное наименование и юридический адрес организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

· вид услуги (работы);

· цена услуги (работы);

· точное наименование, описание предмета проката;

· отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

· даты приема и исполнения заказа и другие данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).

В соответствии с п.4.14 раздела 4 ГОСТа Р 57616-2017, исполнитель услуг (арендодатель) в присутствии потребителя должен проверить выдаваемое имущество (велосипед или самокат) на предмет пригодности для эксплуатации. Также ст.628 ГК РФ предусмотрена обязанность арендодателя по проверке исправности сдаваемого в аренду имущества и по выдаче письменной инструкции о пользовании этим имуществом.

При заключении договора необходимым условием для исполнителя является предупреждение потребителя о повреждении предметов проката. Так, согласно п.4.19 раздела 4 ГОСТа Р 57616-2017 предусмотрено, что если повреждение предмета проката произошло по вине потребителя, то потребитель оплачивает стоимость его ремонта, транспортировки.

Стоит отметить, что согласно пп.3.7.3 п.3.7 раздела 3 ГОСТа Р 57616-2017 по формам обеспечения возврата предметов проката бывают беззалоговый прокат и прокат с применением залогового механизма.

Зачастую, при оказании услуг по прокату велосипедов или самокатов с применением залогового механизма, исполнители услуг при заключении договора с потребителей требуют под залог документ, удостоверяющий личность (паспорт). Однако, такое требование исполнителя является незаконным и в отношении исполнителя может быть предусмотрена административная ответственность в соответствии с п.2 ст.19.17 КоАП РФ.

Эксперт по качеству товаров и услуг

Виктория Казанцева.

За более подробной информацией обращайтесь в Консультационный центр по защите прав потребителей по адресу г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3, тел.: (3452) 567-990 доб. 3722 и 3723, горячая линия: 68-48-94, телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора (8 800 555 49 43), e-mail: kczpp@fguz-tyumen.ru.

Группа ВКонтакте: https://vk.com/kczpp.


Возврат к списку