Права потребителей при отмене авиарейса в связи с коронавирусной инфекцией COVID-2019
Новости

15.07.2020

Права потребителей при отмене авиарейса в связи с коронавирусной инфекцией COVID-2019

Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-2019 было ограничено авиасообщение как внутри страны, так и за рубежом. В результате введённых ограничений некоторые авиарейсы были отменены либо перенесены. Для разрешения сложившейся ситуации с учетом интересов потребителей, авиаперевозчиков и с целью недопущения ухудшения экономического положения в стране был принят ряд нормативно-правовых актов.

Так, 08 июня 2020 года в Воздушный Кодекс Российской Федерации была введена статья 107.2, предусматривающая изменение и расторжение договора воздушной перевозки пассажира в отдельных случаях. В п. 1 данной статьи в том числе указано, что Правительство Российской Федерации при введении режима повышенной готовности устанавливает порядок и сроки, в которые авиакомпания должна вернуть пассажирам уплаченные денежные средства за отмененные или перенесенные авиарейсы.

Во исполнение данной нормы 06.07.2020 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее – Постановление).

Настоящее Постановление применяется к запланированным, но несостоявшимся авиаперелетам:

- с датой вылета после 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой;

- с датой вылета после 18 марта 2020 г. по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам (по билетам приобретенным до 1 мая 2020 г.).

Положения, закрепленные в данном Постановлении, не применяется в отношении воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (чаще всего это авиаперелеты в рамках туристского продукта).

В п. 5 Постановления указано, что в случае отмены рейса обязательство авиаперевозчика по перевозке пассажира по маршруту, указанному в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты несостоявшегося вылета, принять ранее уплаченную сумму в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть уплаченной суммы за авиабилет или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности осуществить доплату.

Авиаперевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию ранее внесенной суммы за билет в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

Таким образом у потребителя есть право в случае отмены или переноса рейса авиакомпанией из-за пандемии Новой Короновирусной инфекции COVID-19 использовать уплаченную сумму за билет (полностью или частично) для другого перелета в рамках 3 лет.

Для того, чтобы использовать эту сумму для другого перелета, необходимо направить авиаперевозчику уведомление.

Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на своем сайте, посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления.

В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (по электронной почте, оповещение по мобильному телефону, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.

В силу п. 9 Постановления по истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг ранее внесенную сумму за несостоявшийся вылет в счет оплаты нового авиаперелета и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ. Подтверждение направляется перевозчиком способом, указанным в уведомлении пассажира.

В случае, если пассажир не воспользуется внесенной суммой за отменённый рейс в течение 3 лет, то он имеет право потребовать возврат уплаченной суммы. Дополнительно авиакомпания должна будет выплатить потребителю проценты за пользование его денежными средствами. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру (п.6 Постановления).

Исходя из вышеуказанный положений потребитель имеет право потребовать возврат уплаченной суммы за отмененный перелет только по истечению 3 лет с даты планируемого вылета.

Вместе с тем согласно п. 10 Постановления определенные категории граждан могут подать заявление о возврате уплаченной суммы, уже сейчас, не дожидаясь истечения трехлетнего срока, а именно:

-инвалиды I или II группы

-ветераны Великой Отечественной войны;

-лица, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;

-лица, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи.

В вышеуказанных случаях для возврата внесенной суммы за отмененный рейс необходимо обратиться с письменным заявлением к авиаперевозчику.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 11 Постановления пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств на сайт перевозчика, посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата, то такое заявление пассажира может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

На возврат суммы дается 10 дней с момента получения заявления авиаперевозчиком (п.12 Постановления).

За более подробной информацией вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей по следующим контактам:

адрес: г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3

тел.: (3452) 567-990 доб. 3722 и 3723

телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора (8 800 555 49 43)

горячая линия: 68-48-94

e-mail: kczpp@fguz-tyumen.ru

группа «В контакте»: Защита прав потребителей

Исполнитель: юрисконсульт КЦ ЗПП Лошкарев Н.В. (3452) 567-990 доб. 3723


Возврат к списку