При поступлении ребёнка в школу происходит резкое нарушение привычной жизни с изменениями в структуре дня и увеличением умственных нагрузок.
Чтобы снизить негативное влияние этого перехода и облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, необходимо создать для него четкий режим дня с обязательным чередованием труда и отдыха. Составлять режим дня для ученика младших классов необходимо с учетом состояния здоровья и функциональных особенностей организма ребенка.
У детей младшего школьного возраста активно продолжаются процессы, связанные с ростом и развитием: происходит окостенение и рост скелета, развитие мелких мышц кисти, функциональное совершенствование нервной системы. Возрастной период 6-7 лет является критическим – наблюдается высокая чувствительность организма к неблагоприятным внешним факторам и повышенная утомляемость в процессе обучения.
Режим дня – это распределение времени на все виды труда и отдыха в течение суток в соответствии с индивидуальными особенностями, спецификой деятельности и семейным статусом.
Основные и обязательные элементы режима дня школьника
1. Время, затрачиваемое на занятия в школе, на выполнение домашних заданий дома, домашние дела;
2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
3. Режим питания (интервалы между приемами пищи, кратность питания, распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи);
4. Продолжительность и кратность сна;
5. Свободное время (самостоятельная социальная активность), возможность обеспечить двигательную активность, занятия по интересам.
Периоды максимальной работоспособности
Построение правильного режима дня основано на особенностях биологических ритмов функционирования человеческого организма. Первый подъем работоспособности происходит в промежуток с 10:00 до 12:00 часов. Именно на этот период времени ребенок максимально эффективно усваивает материал при наименьших психофизиологических затратах, и этот факт учитывается при составлении расписания учебных занятий.
Второй подъем работоспособности – с 16:00 до 18:00 часов – уже более низкой интенсивности и продолжительности.
Время работоспособности характеризуется постепенным ее увеличением в начале (I - период врабатывания), II - периодом высокой и устойчивой работоспособности и III - периодом ее снижения (утомления), в котором также выделены промежутки: а) неполная компенсация, б) конечный порыв, в) прогрессивное падение (см. рис.).
Признаки снижения работоспособности
Признаки утомления могут быть субъективные (жалобы ребенка на усталость) и объективные (изменения в поведении детей при наблюдении и функциональные изменения). Часто наблюдаются следующие изменения в поведении детей: двигательное беспокойство, раздражительность, неадекватные реакции, понижение активности, вялость, апатия, сонливость.
К функциональным изменениям относят: изменения частоты пульса, давления, температуры кожи и другие, а также снижение работоспособности. Для профилактики переутомления лучше всего устанавливать отдых в начале периода утомления, в фазе неполной компенсации.
Способы восстановления и продолжительность отдыха
Основным видом отдыха для детей младшего школьного возраста является сон. Продолжительность сна у школьников 7-10 лет должна составлять 10-11 часов. При этом необходимо выделять время для дневного сна длительностью 1-1,5 часа.
Также большое значение имеет двигательная активность. Она способствует снятию умственного напряжения, ускоряет восстановительные процессы в коре головного мозга, обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к органам и тканям.
К необходимой дневной двигательной активности можно отнести утреннюю гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные игры, спокойные прогулки. Во внеурочное время приоритет отдается свободным играм на свежем воздухе. Время, проведенное на улице, с учетом дороги в школу, должно составлять не менее 2,5-3 часов.
Нормы работы над уроками и занятий творчеством
Выполнение домашних заданий должно начинаться не ранее, чем через 2-2,5 часа после окончания занятий в школе. Оптимальным является выделить это время на отдых (сон) и прогулку. Время выполнения домашних заданий у ученика младших классов не должно превышать 1,5-2 часа, превышение этого времени резко снижает усвоение материала. Для профилактики переутомления рекомендуется делать десятиминутные перерывы через каждые 40-45 минут выполнения заданий. Во время перерывов проводится проветривание комнаты, совершаются гимнастические упражнения.
В режиме дня ученика следует выделить время для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников выделяется 1-1,5 часа. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Важно отметить, что ребенок может заниматься не более чем в двух кружках. В выходные дни и каникулы значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для досуга, активного отдыха.
Здоровое питание младших школьников
Питание ученика младших классов должно быть сбалансированным, достаточным и регулярным, чтобы полностью покрывать энерготраты организма.
Оптимальная калорийность рациона составляет 2400 ккал. При увеличении энерготрат на спорт, требуется увеличение калорийности на 400-500 ккал.
Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе – 1:1:4. Питание должно быть разнообразным, при этом питание дома должно дополнять питание в школе.
Наилучшим является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона распределяется таким образом:
- завтрак – 25% калорий,
- второй завтрак – 10%,
- обед – 35-40%,
- полдник – 10%,
- ужин – 20-25%.
Рационально построенный режим дня обеспечивает достаточное время для выполнения всех элементов жизнедеятельности, предупреждает возникновение утомления, поддерживает сохранение высокой работоспособности в течение дня, повышает сопротивляемость организма внешним неблагоприятным факторам.
Материал подготовила врач по общей гигиене Диана Бариева.