Выбор качественного продукта облегчает маркировка, нанесенная на упаковку товара.
Правильно оформленный маркировочный ярлык на рыбе и рыбной продукции несет информацию об условиях хранения, сроках годности, дате изготовления, а также сведения об изготовителе, районе вылова рыбы и т.д. Это позволяет потребителю не ошибиться с выбором продукции. Данная информация так же будет полезной и индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, которые занимаются изготовлением, хранением, реализацией рыбной продукции.
В России существуют следующие основные законодательные документы по маркировке пищевой рыбной продукции, требующие обязательного соблюдения:
- «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011);
- «О безопасности упаковки» (ТРТС 005/2011);
- «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016).
Так, маркировочный ярлык (этикетка) упакованной рыбы и рыбных продуктов должен содержать следующую информацию:
- полное наименование рыбы и рыбной продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения рыбы и рыбной продукции, которые установлены изготовителем (обязательно должна быть информация по условиям хранения после вскрытия);
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или ФИО и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции);
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению рыбы и рыбной продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено;
- информацию о принадлежности к району промысла, длине и массе рыбы (крупная, средняя или мелкая), виде разделки. Для мороженой продукции массу нетто указывают без учета массы глазури. Массовая доля глазури должна быть указана отдельно;
- степень солености (малосольная, слабосоленая, среднесоленая, крепкосоленая);
- сорт (при наличии) или категории (для мороженого рыбного филе);
- надпись «упаковано под вакуумом» или «упаковано в газовой среде» (при использовании вакуума или газовой среды в упаковке);
Реализуя не упакованную рыбу, напрмер, из коробки, автофургона, на развес, вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения потребителя любым доступным способом (маркировочный ярлык на транспортной таре, различные информационные флажки и т.д.)
Вся информация на маркировочном ярлыке рыбной продукции должна быть нанесена на русском языке. Маркировка должна легко читаться, быть понятной и достоверной и не вводить в заблуждение потребителя.
Потребитель вправе попросить предоставить ему документы, подтверждающие качество и происхождение рыбной продукции. Для непереработанной рыбной продукции – это ветеринарное свидетельство, а для переработанной – декларация о соответствии требованиям действующего законодательства.
Материал подготовила врач по общей гигиене Екатерина Конышева.