Потребитель не владеет специальными знаниями в сфере финансов, и банк может этим воспользоваться.
При оформлении кредита права потребителя могут быть нарушены со стороны кредитной организации, потому что потребитель часто не обладает специальными знаниями в области права и финансов. Наиболее распространенными условиями кредитного договора, нарушающими требования закона, являются:
· уплата заемщиком различных комиссий за действия, которые должны совершаться бесплатно;
· не предоставление возможности потребителю выбрать способ внесения денежных средств по кредитному договору;
· высокая процентная ставка;
· увеличение срока возврата денежных средств при отказе от договора страхования;
· возложение обязанности по заключению каких-либо договоров с другими организациями;
· запрет на получение кредитов в других банках в период действия уже заключенного кредитного договора.
Чтобы избежать дальнейших неблагоприятных последствий потребителю необходимо знать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Все споры, возникающие из кредитных правоотношений, могут быть разрешены в судебном порядке, так как именно суд является органом государственной власти, обладающим полномочиями по принуждению к совершению конкретных действий в отношении конкретного лица.
По результатам судебного разбирательства отдельные условия кредитного договора могут быть признаны недействительными, а убытки – взысканы.
Однако стоит иметь в виду, что для оспаривания условий кредитного договора установлен определенный срок, равный 1 (одному) году с момента, когда потребитель узнал о нарушении своего права. Предполагается, что таким моментом является дата заключения кредитного договора, так как на момент подписания потребителю должны быть известны все его условия.
Кроме того, Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Следовательно, в рамках его деятельности, в том числе в ходе рассмотрения обращений граждан, контролируется соблюдение кредитными организациями требований закона.
Так, Роспотребнадзор рассматривает дела об административном правонарушении, установленном частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, по включению в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп в целях обеспечения стабильности российского финансового рынка.
Юрисконсульт консультационного центра по защите прав потребителей Дарья Яшутина.
За бесплатной юридической консультаций и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
В городе Тюмени:
- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;
- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;
- эл. почта:
- сообщество ВКонтакте:
- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.
В городе Тобольске:
- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;
- тел. (3456) 24-01-05;
- эл. почта:
- сообщество ВКонтакте
В городе Ишиме:
- ул. Ленина, д. 28;
- тел. (34551) 2-32-84;
- эл. почта:
- сообщество ВКонтакте:
В городе Заводоуковске:
- ул. Заводская, д. 4;
- тел. (34542) 9-03-26;
- эл. почта:
- сообщество ВКонтакте: