Особенности физиологического развития детей
Новости

12.11.2020

Особенности физиологического развития детей

Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят и другие показатели здоровья.

Под термином «физическое развитие» понимается процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста н развития. Постоянно происходят количественные и качественные изменения в организме, при этом явственные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. Так, например, размеры тела у детей и подростков увеличиваются неравномерно. Рост и развитие происходят тем интенсивнее, чем моложе организм (рис. 1).

Развитие растущего организма подчиняется определённым закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, характерных для каждого возрастного периода.

Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, являющимися основой, фундаментом для дальнейшего физического и психологического развития организма. Определяющими факторами, влияющими на ход этого процесса с первых месяцев жизни, являются окружающая среда и половые различия.

В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов происходят неравномерно. Отмечается наличие «критических» периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям:

· период новорожденности;

· время первого прикорма и переход на новые виды пищи;

· начало самостоятельной ходьбы;

· возраст 6-7 лет;

· период полового созревания.

Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности.

Встречаются дети, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой календарный возраст, но возможно и обратное. В связи с этим «возраст ребенка» должен конкретизироваться: календарный или биологический.

Календарный возраст - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования (день, месяц, год).

Биологический – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Школьники с замедленным темпом биологического развития

· менее активны на уроках;

· у них отмечается повышенная отвлекаемость;

· неблагоприятный тип изменения работоспособности;

· в ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы.

Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более).

Ускоренный темп индивидуального развития ребенка

· приводит к опережению биологического возраста по сравнению с календарным;

· работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному;

· у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.

«Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек.

Интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят не параллельно. Существует определенная очередность. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций- к речевому общению; в период развития моторики-к двигательной.

Поведенческие факторы риска:

· табакокурение;

· употребление алкоголя;

· употребление наркотиков;

· нерациональная организация режима дня, недостаточный сон;

· недостаточное пребывание на свежем воздухе;

· нерациональное питание (нарушение режима, ассортимента и количества, калорийности продуктов питания.

Факторы оказывающие благоприятное влияние на здоровье:

· рациональное сочетание различных видов деятельности (активной и пассивной)

· рациональный режим дня;

· постепенное закаливание организма;

· рациональное питание;

· благоприятный психологический климат (доброжелательный, демократичный стиль общения, психологическая помощь и поддержка).

Одним из важнейших медико-социальных факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья подрастающего поколения, является организация и состав питания.

Материал подготовила врач по общей гигиене Ирина Байбурина.

Использован материал:

Приложений № 1, № 2 приказа Роспотребнадзора № 379 от 07.07.2020г.

Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков»: Учебник. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 32-101.

Краснова М.А., Мурадова Е.О., Шальнов М.А, Шилов В.Н. Санитарные нормы. Полный справочник. - М.: Эксмо, 2007. – с. 561-579.


Возврат к списку