Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят и другие показатели здоровья.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста н развития. Постоянно происходят количественные и качественные изменения в организме, при этом явственные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. Так, например, размеры тела у детей и подростков увеличиваются неравномерно. Рост и развитие происходят тем интенсивнее, чем моложе организм (рис. 1).
Развитие растущего организма подчиняется определённым закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, характерных для каждого возрастного периода.
Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, являющимися основой, фундаментом для дальнейшего физического и психологического развития организма. Определяющими факторами, влияющими на ход этого процесса с первых месяцев жизни, являются окружающая среда и половые различия.
В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов происходят неравномерно. Отмечается наличие «критических» периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям:
· период новорожденности;
· время первого прикорма и переход на новые виды пищи;
· начало самостоятельной ходьбы;
· возраст 6-7 лет;
· период полового созревания.
Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности.
Встречаются дети, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой календарный возраст, но возможно и обратное. В связи с этим «возраст ребенка» должен конкретизироваться: календарный или биологический.
Календарный возраст - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования (день, месяц, год).
Биологический – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Школьники с замедленным темпом биологического развития
· менее активны на уроках;
· у них отмечается повышенная отвлекаемость;
· неблагоприятный тип изменения работоспособности;
· в ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы.
Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более).
Ускоренный темп индивидуального развития ребенка
· приводит к опережению биологического возраста по сравнению с календарным;
· работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному;
· у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.
«Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек.
Интенсивное развитие и окончательное формирование отдельных органов и систем происходят не параллельно. Существует определенная очередность. В период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище; в период развития речедвигательных функций- к речевому общению; в период развития моторики-к двигательной.
Поведенческие факторы риска:
· табакокурение;
· употребление алкоголя;
· употребление наркотиков;
· нерациональная организация режима дня, недостаточный сон;
· недостаточное пребывание на свежем воздухе;
· нерациональное питание (нарушение режима, ассортимента и количества, калорийности продуктов питания.
Факторы оказывающие благоприятное влияние на здоровье:
· рациональное сочетание различных видов деятельности (активной и пассивной)
· рациональный режим дня;
· постепенное закаливание организма;
· рациональное питание;
· благоприятный психологический климат (доброжелательный, демократичный стиль общения, психологическая помощь и поддержка).
Одним из важнейших медико-социальных факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья подрастающего поколения, является организация и состав питания.
Материал подготовила врач по общей гигиене Ирина Байбурина.
Использован материал:
Приложений № 1, № 2 приказа Роспотребнадзора № 379 от 07.07.2020г.
Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков»: Учебник. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 32-101.
Краснова М.А., Мурадова Е.О., Шальнов М.А, Шилов В.Н. Санитарные нормы. Полный справочник. - М.: Эксмо, 2007. – с. 561-579.