Человек – это биологическая система, которая постоянно получает и расходует энергию. Главный источник этой энергии – пища.
Пищевые продукты - это употребляемые человеком продукты в натуральном или переработанном виде, в том числе детское и диетическое питание, бутилированная питьевая вода, безалкогольные напитки, продовольственное сырье, пищевые и биологически активные добавки.
Пища необходима организму для восполнения запасов энергии, для образования новых клеток, роста, жизнедеятельности и продолжения рода. Общее количество поступающих в организм питательных веществ и энергии должно быть равно сумме веществ, израсходованных на образование новых тканей, веществ, удаленных из организма, и всей затраченной энергии.
Все живые организмы по способу питания разделяют на две группы – автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы – это растения. Гетеротрофные организмы - это животные и человек. Эти организмы не могут синтезировать органические вещества из неорганических, поэтому для питания они используют сложные органические соединения.
Человек должен ежедневно получать с пищей питательные вещества – белки, жиры, углеводы (это источники энергии), а также достаточное количество минеральных солей, витаминов, воды и клетчатки.
Белки являются основной частью клеток, входят в состав ферментов, участвуют в большинстве функций организма. Белок крови гемоглобин, переносит кислород и углекислый газ, фибриноген участвует в свертывании крови. Белок обеспечивает передачу наследственных признаков.
Организм не может напрямую использовать белок для извлечения энергии, в этом случае используются специальные макроэлементы. Эти макроэлементы нужны для поддержания и наращивания мышечной массы. Они поддерживают здоровый метаболизм. Белок быстрее углеводов и жиров насыщает организм, что помогает человеку дольше оставаться сытым и бодрым.
Источники белков: филе говядины, яйца, курятина, тунец, йогурт, творог, киноа, орехи, семечки, соевые бобы, чечевица. Наиболее высока биологическая ценность белков молока, яиц, рыбы, мяса.
Углеводы в организме используются в качестве энергетических веществ и для образования клеточных мембран (оболочек клеток). Углеводы довольно легко преобразуются в энергию. Продукты, содержащие углеводы, расщепляются организмом до глюкозы и используются в качестве источника энергии.
Глюкоза, накапливающаяся в печени и мышцах, может храниться в виде гликогена. Также гликоген быстро мобилизуется для транспортировки топлива, в котором так нуждается организм.
Источники углеводов: цельнозерновая пища, фрукты, овощи, молочные продукты, фасоль и прочие бобовые культуры, орехи и семена подсолнечника.
Жиры входят в состав цитоплазмы клеток, ядра, клеточных мембран. Жиры легко накапливаются в клетках ткани в виде резервного жира. При голодании из жиров образуются углеводы, используемые для восполнения энергии. Человеку жиры необходимы для поддержания устойчивого обмена веществ.
Жир в организме человека отвечает за транспортировку нескольких питательных веществ. Известны пищевые жиры различных форм. Рекомендовано использовать в рационе большее количество ненасыщенных жиров. Жиры этого типа подразделяются на мононенасыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты, обладающие антиоксидантными свойствами.
Источники жиров: жирная рыба (тунец, скумбрия, лосось), яйца (желток), авокадо, оливковое масло, орехи, семечки, соевые бобы, темный шоколад.
Витамины участвуют во всех биохимических процессах в организме, поступают с животной и растительной пищей, участвуют в обмене веществ, оказывают влияние на рост и развитие организма. При недостатке витаминов в пище снижается сопротивляемость организма, что ведёт к тяжелым заболеваниям – авитаминозам. Минеральные вещества поступают в организм с пищей и водой в виде различных солей.
Вода - самый необходимый компонент для жизнедеятельности организма, все химические реакции протекают в водной среде. Вода – обязательная составная часть тканевой жидкости, крови, лимфы, она служит растворителем, играет роль в транспортировке веществ.
Материал подготовила биолог, Динара Накатаева.
Источники:
1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков» Учебное пособие для студ.пед.вузов 2002.
2. sdelay-sebea-cama.ru.