Рациональное питание основывается на теории сбалансированного питания и предусматривает правильный режим потребления пищи. В основе этого постулата рационального питания лежит балансовый подход, характеризующий качество рациона: состав нутриентов, соотношение незаменимых и заменимых веществ (белки животного и растительного происхождения;жирные кислоты; пропорции углеводов, витаминов и минеральных веществ.
Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Беря за основу концепцию сбалансированного питания, основанную на многолетнем труде академика А.А Покровского выделяют три принципа рационального рациона питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Умеренность в питании не позволяет потреблять с пищей энергии больше или меньше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности; разнообразие пищи в рационе с наибольшей степенью вероятности гарантирует поступление в организм всех незаменимых компонентов питания; определенный режим питания (время приемов пищи в течение дня, а также количество и качество пищи при каждом ее приеме) поддерживает аппетит в нужных рамках.
В организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей.
Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин). При отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5% соответственно.
Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Организация рациона для образовательных учреждений требует соблюдения следующих правил:
1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.
Источники: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания.
Врач по общей гигиене Виктор Нечепуренко.