Причинами нарушений в пищевом поведении детей могут быть неправильный рацион в семье, стресс, малоподвижность, различные заболевания.
Иногда родители сталкиваются с трудностями в кормлении маленького ребенка: он может отказываться от продуктов определенного цвета и текстуры, предпочитать одни и тем же виды продуктов и отказываться пробовать новые, а также не доедать порции. Чаще всего это происходит в период с 2 до 5 лет, но возрастной диапазон может варьироваться.
Причиной такого поведения может служить наличие у ребенка какого-либо заболевания. Нарушение пищевого поведения наблюдается при различных патологиях: острых и хронических заболеваниях, низком гемоглобине, болезнях эндокринной системы, сердечнососудистой патологии, проблемах с печенью, отравлении, избытке витамина D, во время приема лекарственных препаратов.
Поэтому, если нарушение питания сопровождается какими-либо симптомами, например, повышением температуры, слабостью, недомоганием, то в первую очередь нужно обратиться к врачу для выявления заболевания. Устранение причины способствует повышению аппетита ребенка.
Если же ребенок здоров, причинами могут быть:
· психоэмоциональное состояние: стресс, усталость, период адаптации к образовательному учреждению;
· приобретенные навыки неправильного питания: нерегулярное несбалансированное питание, однообразный рацион, использование гаджетов или просмотр телевизора во время приемов пищи, перекусы между кормлениями (особенно сладостями);
· недостаточная двигательная активность в течение дня, отсутствие прогулок на свежем воздухе.
Исходя из перечисленных причин, выбираются способы улучшить аппетит ребенка. В первую очередь необходимо обратить внимание на калорийность рациона. При подсчете калорий может оказаться, что их количество превышает необходимый ребенку лимит, и его поведение оправдано физиологически. В этом случае нужно использовать в питании менее калорийные продукты. у ребенка
В целом, рацион играет немаловажную роль в формировании здоровых пищевых привычек, поэтому необходимо постоянно расширять и обновлять продуктовый набор, создавать разнообразие приготовляемых блюд. При повышении умственных и физических нагрузок у ребенка, возникновении стресса может появиться необходимость в дополнительном приеме витаминов.
Чтобы ребенок успевал проголодаться, необходимо настроить его режим дня: включить больше прогулок на свежем воздухе и подвижных игр, отрегулировать время сна и отдыха. Лучше заранее предупреждать ребенка о времени приема пищи, это может помочь ему переключиться с игр на еду.
Во время приема пищи необходимо создать обстановку, в которой не будет отвлекающих от еды факторов: телевизора, смартфона и других средств. Питание должно осуществляться только в определенном месте и в определенное время, чтобы сформировать правильные пищевые привычки. Красивая сервировка стола и блюд, а также непосредственное хотя бы минимальное участие ребенка в выборе продуктов и приготовлении пищи повышает шансы появления у него хорошего аппетита.
Родителю необходимо создать доброжелательную атмосферу, не ругать ребенка во время еды. Ни в коем случае нельзя заставлять его доедать еду или кормить насильно – от этого ребенок может перестать замечать чувство голода, что в дальнейшем может привести к более серьезным нарушениям пищевого поведения: булимии и анорексии. Применение таких манипуляций, как использование десерта в качестве вознаграждения за еду, особенно вредны, поскольку могут сформировать нездоровое отношение к сладкому.
И самое важное – личный пример родителей. Если мама и папа сами не придерживаются принципов здорового питания, этого не будет делать и ребенок. Поэтому, прежде чем пытаться корректировать пищевое поведение маленького малоежки, необходимо обратить внимание на свои пищевые привычки. Возможно, именно здесь скрывается причина отклонений в питании ребенка.
Врач по общей гигиене Диана Бариева.