Авиаперелет является наиболее быстрым и при этом самым дорогим способом путешествия. Поэтому необходимо ответственно отнестись к приобретению авиабилетов и изучить тарифы, чтобы снизить свои риски, на случай если перелет не состоится.
Порядок оказания услуг авиаперевозки регулируется следующими основными нормативными актами:
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
- Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей";
- Приказ Минтранса России от 25.09.2008 N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации";
- Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".
При покупке авиабилетов обратите внимание на тариф и изучите его условия.
Тариф авиабилета — это плата, взимаемая авиакомпанией за оказание определённого набора услуг по авиаперевозке. Такие условия размещаются на сайте авиаперевозчика. Знание условий тарифа необходимо на случай возврата или обмена авиабилета, так как авиакомпании вправе устанавливать невозвратные тарифы (в случае добровольного отказа внесенная плата не возвращается).
На сегодняшний день авиаперелет может быть отменен по двум основаниями:
- по инициативе авиакомпании;
- по инициативе пассажира.
Авиакомпания вправе в одностороннем порядке отменить рейс и расторгнуть договор в следующих случаях:
1. Нарушение пассажиром определенных правил (паспортных, таможенных, санитарных и иных требований в части, касающейся воздушной перевозки);
2. Отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3. Если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4. Отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;
5. Отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка (исключение - специальный тариф);
6. Нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна;
7. Наличие в ручной клади, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
За нарушение п. 1, 2, 4, 5, 7 плата за авиабилет возвращается с учетом условий тарифа. За нарушение п. 6 плата за авиабилет не возвращается. По п. 3 плата за авиабилеты возвращается пассажиру, в случае если состояние здоровья пассажира создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
Пассажир вправе отказаться от авиаперелета и потребовать возврат уплаченной суммы в следующих случаях:
1. Вынужденный отказ. В случае вынужденного отказа возврат денежных средств осуществляется в полном объеме. К данной категории относятся следующие случаи:
- отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- изменения перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнения рейса не по расписанию;
- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами (противопоказаниия к полету на дату отправления воздушного судна), либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Требования к документам, подтверждающим болезнь определяются правилами перевозчика;
- непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
- неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом. Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
2.Добровольный отказ. В случае если отказа пассажира от авиаперелета связан с иным причинам, чем указано выше (п. 227 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82), то такой отказ считается добровольным.
Добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с условиями примененного тарифа.
Таким образом, возврат уплаченной суммы будет осуществляться в соответствии с тарифом авиакомпании и Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155. В случае если тариф невозвратный, то при добровольном отказе от вылета денежные средства не возвращаются.
Особенности возврата авиабилетов в период режима повышенной готовности.
Особенности возврата авиабилетов при введении режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991. Постановление устанавливает правила возврата платы за авиабилеты на регулярные рейсы, приобретенные в период:
- с 18 февраля 2020 г. по 1 мая 2020 г. - на полеты в Китай и обратно;
- с 18 марта 2020 г. по 1 мая 2020 г. на авиасообщение с остальными странами и внутри России.
Если перелет осуществляется в данные сроки, то авиакомпания вправе в одностороннем порядке отменить рейс. При этом авиакомпания обязана учесть внесенную плату за билет для другого перелета в течение 3 лет (с момента отмены рейса). Маршрут перелета при этом может быть любым. Уплаченную сумму можно использовать либо полностью, либо по частям, либо с доплатой, если новый билет стоит дороже.
Для зачета денег и получения ваучера (сертификата) пассажир должен передать авиакомпании соответствующее уведомление. Сделать это можно когда угодно (в пределах 3-летнего срока) любым из этих способов:
- лично обратиться в один из офисов продаж авиакомпании;
- направить бумажное уведомление по почте, указав в нем ф.и.о., дату и место рождения, реквизиты паспорта, номер бронирования и/или номер билета, способ обратной связи, дату направления уведомления;
- заполнить специальную форму на сайте авиакомпании.
Спустя 20 календарных дней после получения уведомления авиакомпания должна либо выслать пассажиру оформленный ваучер (сертификат), либо прислать мотивированный отказ (к примеру, если авиабилет был куплен после 1 мая).
В случае если потребитель не станет оформлять ваучер и не воспользуется уплаченными в авиакомпанию денежными средствами в течение 3 лет, то по его заявлению осуществляется возврат денежных средств в течение 10 дней.
Заявление на возврат пассажир может подать, заполнив форму на сайте, либо направив ее по почте, либо посетив офис продаж.
При этом 3 года на возврат уплаченной суммы не придется ждать льготным категориям граждан:
- инвалиды I или II группы;
- многодетные родители;
- лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов.
И.о. консультационного центра по защите прав потребителей Лошкарев Н.В.