Роль финансового уполномоченного в разрешении спора с банком
Новости

03.08.2021

Роль финансового уполномоченного в разрешении спора с банком

Основанием для обращения к финансовому уполномоченному является отказ банка удовлетворить требования потребителя (или отсутствие ответа на претензию в 30-дневный срок).

С 1 января 2021 года все кредитные организации должны взаимодействовать с финансовым уполномоченным[1]. Это означает, что гражданин обязан обратиться к омбудсмену за защитой своих прав перед судебным разбирательством.

До указанной даты потребитель мог сразу подавать исковое заявление в суд, а обращение к уполномоченному носило добровольный характер[2]. Из-за этого могло сложиться впечатление, что по договорам, заключенным до 01.01.2021 г., соблюдение досудебного порядка должно быть необязательным.

Однако судебной практикой выработан иной подход. В последнее время участились случаи возврата искового заявления[3] или оставления его без рассмотрения[4] из-за непредоставления в суд имеющегося от финансового омбудсмена хотя бы одного из следующих документов[5]:

1) решения финансового уполномоченного;

2) соглашения в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомления о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

В данном случае нормы об обязательном досудебном порядке регулируют процессуальные правоотношения сторон, поэтому к ним применяются положения Гражданского процессуального кодекса РФ о действии процессуального закона во времени[6].

Суды считают, что досудебное обращение должно иметь место вне зависимости от даты заключения договора с банком, то есть, во всех случаях, когда исковое заявление подается в суд после 01.01.2021 г.[7] В законе отсутствует привязка к дате заключения и исполнения кредитного договора[8].

Таким образом, на сегодняшний день по всем банковским услугам предусмотрен обязательный порядок обращения к финансовому омбудсмену.

Обращение должно быть оформлено в письменном или электронном виде. Письменное обращение направляется по почте на юридический адрес: г. Москва, Старомонетный пер., дом 3. Электронное обращение подается на официальном сайте через личный кабинет finombudsman.ru либо через портал «Госуслуги».

Юрисконсульт Консультационного центра по защите прав потребителей Дарья Яшутина.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: icons@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: sestob1@yandex.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: z-filial-fguz@mail.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.



[1] ч. 3 ст. 32 ФЗ от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

[2] ч. 8 ст. 32 ФЗ от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

[3] п. 1 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ.

[4] ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ.

[5] ч. 4 ст. 25 ФЗ от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

[6] Разъяснения по вопросам, связанным с применением ФЗ от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.03.2020 г.

[7] см. Апелляционное определение Курганского областного суда от 22.04.2021 г. по делу № 33-1073/2021, 9-299/2021.

[8] см. Апелляционное определение Ленинского районного суда города Кирова от 09.04.2021 г. по делу № 11-101/2021.


Возврат к списку