Правила дезинфекции железнодорожного транспорта
Новости

30.08.2021

Правила дезинфекции железнодорожного транспорта

Пассажирские перевозки по железным дорогам несут угрозу распространения патогенных микроорганизмов, бактерий, вирусов.

Они вызывают ухудшение состояния здоровья людей, способствуют развитию аллергии, туберкулёза и многих других значимых инфекционных заболеваний. Основным мероприятием по предотвращению заболеваний является систематическая дезинфекция.

В соответствии с СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» дезинфекция подвижного состава и объектов инфраструктуры должна проводиться не реже 2х раз в сутки. Этого достаточно для того, чтобы избежать появления инфекций.

Уборка и дезинфекция подвижного состава

В пассажирских вагонах железнодорожного транспорта распространение грибков и микроорганизмов может происходить при контакте с загрязненными поверхностями: спальными полками, стенами, нишами, откидными сиденьями, дверьми, поручнями, ручками, багажными полками, столиками, стёклами, туалетами. В купе-буфетах или вагонах-ресторанах - стулья, столы, стойки, стены, раковины, ручки, двери и все остальные поверхности.

Перечень дезинфекционных мероприятий

1. Все поверхности протираются ветошью, смоченной в рабочем растворе дезинфицирующего средства, или обрабатываются из пульверизатора.

2. Согласно санитарным правилам вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте. Уборкой вагона занимается проводник. Контролируют этот процесс старший проводник и начальник поезда. Влажная уборка должна проводиться 2 раза в сутки и по мере необходимости.

3. Санузел необходимо мыть и дезинфицировать 4 раза в сутки и по мере загрязнения. Ковровые покрытия пылесосят 2 раза в сутки.

Перед отправкой поезда проводник проверяет наличие нужного количества моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря.

Действия проводника

· надевает спецодежду (халат, резиновые перчатки);

· готовит рабочий раствор дезинфицирующего средства в эмалированной или пластиковой посуде по инструкции; подметает пол в вагоне, пылесосит ковровые дорожки;

· моет пол с моющими средствами; протирает все ручки ветошью с дезсредством, на остановках перед посадкой и высадкой людей обрабатывает ещё и поручни;

· собирает мусор в ёмкость с указанием её назначения (в ней должны быть полиэтиленовые пакеты), а на станциях выносит его из вагона и выбрасывает в мусоросборники, после чего урну дезинфицирует; для уборки туалетов надевает специальный комплект одежды, защитные прочные перчатки, после чего моет стены до 1,5 м в высоту, пол, унитаз, раковину с моюще-дезинфицирующим средством; пополняет запас туалетной бумаги и жидкого мыла в санузлах; следит за правильным использованием туалетов пассажирами (на крупных станциях и в санитарных зонах разрешается пользоваться только туалетом замкнутого типа);

· после высадки пассажиров собирает постельное бельё, складывает в пакеты, которые начальник поезда опломбирует в пунктах оборота; хранит раздельно чистое и грязное бельё в шкафах; моет использованную многоразовую посуду и столовые приборы в специальной раковине с моющими препаратами, ополаскивает и вытирает чистым «чайным» полотенцем;

· чистит и дезинфицирует посудомоечные раковины 4 раза в сутки; осуществляет раздачу продуктов в специальном переднике; регулирует температурный режим в вагоне (перед подачей состава +22°, если меньше +10° — включает отопление); дезинфекция вагонных стен проводится 1 раз в неделю, диванов — 2 раза в неделю, сантехники и оборудования — 1 раз в сутки; обеззараживает уборочный инвентарь в дезрастворе путем его замачивания, промывания и высушивания; по окончании уборки вагон проветривается.

Заключительная дезинфекция вагонов

До выхода состава на линию или после прибытия на конечную станцию в депо проводят дезинфекцию всего поезда.

Если возникает необходимость внеплановой обработки (вспышка инфекции в дороге, перевозка заразного больного и т. п.), начальник поезда делает заявку на дополнительную дезинфекцию.

Дезинфекцию осуществляют сами работники депо или профессиональные дезинфекторы. Для неё используют безопасные современные дезсредства и оборудование. После обеззараживания состав отмывают и проветривают. Матрасы, одеяла и подушки дезинфицируют не менее 4 раз в год.

Ежедневно в конце рабочего дня мусоросборники вагона-ресторана промываются горячей водой с добавлением моющих средств и последующей дезинфекцией.

При соответствующих видах технического обслуживания и текущего ремонта (ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3) проводится наружная обмывка кузовов, очистка стекол и дверей снаружи и внутри, мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств полов салонов, служебных помещений, туалетов, тамбуров, переходных площадок, подножек, ручек дверей, поверхностей диванов, поручней, наличников, обработка мусоросборников.

Отдельное внимание уделяется ворсовым тканям, мягким креслам, которые встречаются в поездах повышенной комфортности. Такие поверхности подлежат влажно-механическому способу обеззараживания. Уборка проводится один раз в месяц (поскольку процедура занимает определённое время, то вагоны снимаются с рейса на одни сутки).

Уборка и дезинфекция вокзалов

Суточная уборка на вокзале проводится ежедневно в часы снижения интенсивности движения пассажирских поездов с применением поломоечных машин, пылесосов, телескопических вышек. Суточная уборка включает в себя протирание полов, очистку оконных стёкол, рам и подоконников, отопительных приборов, мебели, мытье и дезинфекцию туалетов, умывальных, курительных комнат, мусорных ящиков и урн.

Выбор дезинфицирующего средства: это ответственный момент, так как он полностью влияет и на эффективность обработки и возможные последствия для пассажиров и сотрудников.

В соответствии с руководством «Дезинфекционные и дезинсекционные средства, сертифицированные к применению на объектах железнодорожного транспорта и метрополитена»: 2005 г. вып. - №2 применению на объектах железнодорожного транспорта подлежат дезинфекционные средства, относящиеся к 4-му классу опасности по токсичности в соответствии с критериями токсичности и опасности веществ по ГОСТ 12.1.007-76" Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (ССБТ)".

2003 г. - вып. - №1 для железнодорожных вагонов применяются дезинфицирующие средства, относящиеся к 4-ому классу опасности по токсичности в соответствии с критериями токсичности и опасности веществ по ГОСТ 12.1.007-76" Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (ССБТ)".

Все дезсредства, которые применяются на железнодорожном транспорте, должны быть:

- безопасными (4 класс) для людей и материалов;

- высокоэффективными, убивающими не менее 95% патогенной микрофлоры;

- хорошо растворимыми и легко смывающимися водой;

- разрешенными органами санэпиднадзора.

Материал подготовила биолог Светлана Фатхутдинова.

Источник: СанПиН 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте».


Возврат к списку