Пассажирские перевозки по железным дорогам несут угрозу распространения патогенных микроорганизмов, бактерий, вирусов.
Они вызывают ухудшение состояния здоровья людей, способствуют развитию аллергии, туберкулёза и многих других значимых инфекционных заболеваний. Основным мероприятием по предотвращению заболеваний является систематическая дезинфекция.
В соответствии с СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» дезинфекция подвижного состава и объектов инфраструктуры должна проводиться не реже 2х раз в сутки. Этого достаточно для того, чтобы избежать появления инфекций.
Уборка и дезинфекция подвижного состава
В пассажирских вагонах железнодорожного транспорта распространение грибков и микроорганизмов может происходить при контакте с загрязненными поверхностями: спальными полками, стенами, нишами, откидными сиденьями, дверьми, поручнями, ручками, багажными полками, столиками, стёклами, туалетами. В купе-буфетах или вагонах-ресторанах - стулья, столы, стойки, стены, раковины, ручки, двери и все остальные поверхности.
Перечень дезинфекционных мероприятий
1. Все поверхности протираются ветошью, смоченной в рабочем растворе дезинфицирующего средства, или обрабатываются из пульверизатора.
2. Согласно санитарным правилам вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте. Уборкой вагона занимается проводник. Контролируют этот процесс старший проводник и начальник поезда. Влажная уборка должна проводиться 2 раза в сутки и по мере необходимости.
3. Санузел необходимо мыть и дезинфицировать 4 раза в сутки и по мере загрязнения. Ковровые покрытия пылесосят 2 раза в сутки.
Перед отправкой поезда проводник проверяет наличие нужного количества моющих и дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря.
Действия проводника
· надевает спецодежду (халат, резиновые перчатки);
· готовит рабочий раствор дезинфицирующего средства в эмалированной или пластиковой посуде по инструкции; подметает пол в вагоне, пылесосит ковровые дорожки;
· моет пол с моющими средствами; протирает все ручки ветошью с дезсредством, на остановках перед посадкой и высадкой людей обрабатывает ещё и поручни;
· собирает мусор в ёмкость с указанием её назначения (в ней должны быть полиэтиленовые пакеты), а на станциях выносит его из вагона и выбрасывает в мусоросборники, после чего урну дезинфицирует; для уборки туалетов надевает специальный комплект одежды, защитные прочные перчатки, после чего моет стены до 1,5 м в высоту, пол, унитаз, раковину с моюще-дезинфицирующим средством; пополняет запас туалетной бумаги и жидкого мыла в санузлах; следит за правильным использованием туалетов пассажирами (на крупных станциях и в санитарных зонах разрешается пользоваться только туалетом замкнутого типа);
· после высадки пассажиров собирает постельное бельё, складывает в пакеты, которые начальник поезда опломбирует в пунктах оборота; хранит раздельно чистое и грязное бельё в шкафах; моет использованную многоразовую посуду и столовые приборы в специальной раковине с моющими препаратами, ополаскивает и вытирает чистым «чайным» полотенцем;
· чистит и дезинфицирует посудомоечные раковины 4 раза в сутки; осуществляет раздачу продуктов в специальном переднике; регулирует температурный режим в вагоне (перед подачей состава +22°, если меньше +10° — включает отопление); дезинфекция вагонных стен проводится 1 раз в неделю, диванов — 2 раза в неделю, сантехники и оборудования — 1 раз в сутки; обеззараживает уборочный инвентарь в дезрастворе путем его замачивания, промывания и высушивания; по окончании уборки вагон проветривается.
Заключительная дезинфекция вагонов
До выхода состава на линию или после прибытия на конечную станцию в депо проводят дезинфекцию всего поезда.
Если возникает необходимость внеплановой обработки (вспышка инфекции в дороге, перевозка заразного больного и т. п.), начальник поезда делает заявку на дополнительную дезинфекцию.
Дезинфекцию осуществляют сами работники депо или профессиональные дезинфекторы. Для неё используют безопасные современные дезсредства и оборудование. После обеззараживания состав отмывают и проветривают. Матрасы, одеяла и подушки дезинфицируют не менее 4 раз в год.
Ежедневно в конце рабочего дня мусоросборники вагона-ресторана промываются горячей водой с добавлением моющих средств и последующей дезинфекцией.
При соответствующих видах технического обслуживания и текущего ремонта (ТО-3, ТР-1, ТР-2, ТР-3) проводится наружная обмывка кузовов, очистка стекол и дверей снаружи и внутри, мытье горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств полов салонов, служебных помещений, туалетов, тамбуров, переходных площадок, подножек, ручек дверей, поверхностей диванов, поручней, наличников, обработка мусоросборников.
Отдельное внимание уделяется ворсовым тканям, мягким креслам, которые встречаются в поездах повышенной комфортности. Такие поверхности подлежат влажно-механическому способу обеззараживания. Уборка проводится один раз в месяц (поскольку процедура занимает определённое время, то вагоны снимаются с рейса на одни сутки).
Уборка и дезинфекция вокзалов
Суточная уборка на вокзале проводится ежедневно в часы снижения интенсивности движения пассажирских поездов с применением поломоечных машин, пылесосов, телескопических вышек. Суточная уборка включает в себя протирание полов, очистку оконных стёкол, рам и подоконников, отопительных приборов, мебели, мытье и дезинфекцию туалетов, умывальных, курительных комнат, мусорных ящиков и урн.
Выбор дезинфицирующего средства: это ответственный момент, так как он полностью влияет и на эффективность обработки и возможные последствия для пассажиров и сотрудников.
В соответствии с руководством «Дезинфекционные и дезинсекционные средства, сертифицированные к применению на объектах железнодорожного транспорта и метрополитена»: 2005 г. вып. - №2 применению на объектах железнодорожного транспорта подлежат дезинфекционные средства, относящиеся к 4-му классу опасности по токсичности в соответствии с критериями токсичности и опасности веществ по ГОСТ 12.1.007-76" Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (ССБТ)".
2003 г. - вып. - №1 для железнодорожных вагонов применяются дезинфицирующие средства, относящиеся к 4-ому классу опасности по токсичности в соответствии с критериями токсичности и опасности веществ по ГОСТ 12.1.007-76" Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (ССБТ)".
Все дезсредства, которые применяются на железнодорожном транспорте, должны быть:
- безопасными (4 класс) для людей и материалов;
- высокоэффективными, убивающими не менее 95% патогенной микрофлоры;
- хорошо растворимыми и легко смывающимися водой;
- разрешенными органами санэпиднадзора.
Материал подготовила биолог Светлана Фатхутдинова.
Источник: СанПиН 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте».