Дезинфекция пассажирских вагонов проводится каждый день, однако, в зависимости от длительности перевозок и класса обслуживания, в чистке поездов могут фигурировать и другие сроки обработки для определённых мест и предметов внутри поезда.
Дезинфекция всего состава проводится раз в стуки. Мусорных контейнеров и туалетов – после каждого рейса ежедневно. Внеплановая дезинфекция по необходимости – по заявке начальника поезда. Белье, матрасы, подушки и одеяла дезинфицируются в специальных камерах минимум 4 раза в год. Их стирка и смена осуществляется гораздо чаще.
Обработка пассажирских вагонов – это масштабная процедура, так как весь поезд чаще всего необходимо обработать за один раз и к определённому моменту, то есть строго до его выхода на линию. Чтобы сделать этот процесс максимально быстрым и, при этом, эффективным и безопасным, были разработаны определённые правила, согласно которым осуществляется обработка.
К ним относятся следующие:
· Дезинфекция вагонов проводится в депо на специально отведённом для этого оборудованном месте.
· Процедура должна осуществляться либо до выхода состава на линию, либо сразу по возвращению.
· Обрабатывать поезд могут либо штатные работники предприятия соответствующего профиля, либо приглашённые специалисты.
· После дезинфекции необходима мойка состава.
· Каждая мойка и дезинфекция фиксируется в журнале учёта очистных процедур.
· Дезинфекция поездов может проводиться только с использованием сертифицированных средств IV класса (самого безопасного), использование веществ I, II, и III классов недопустимо.
· В момент проведения чистки на месте обработки не должно быть посторонних лиц.
· Мягкие кресла необходимо сначала пропылесосить, а затем дезинфицировать.
· В поездах дальнего следования одноразовые подголовники должны меняться после каждого рейса.
Вне зависимости от характеристик перевозимого груза дезинфекционная обработка вагонов и хопперов осуществляется в следующей последовательности:
· определение вида возбудителя;
· нанесение дезинфицирующего средства на внешние поверхности вагона;
· очистка состава от мусора и остатков перевозимых грузов;
· обработка внутренних поверхностей вагона дезинфектором;
· обмывка обработанных частей водой.
Дезинфекция всегда направлена на полное уничтожение возбудителей вирусных и бактериальных заболеваний, поэтому предусматривает использование активных веществ: хлорной извести, гипохлорита кальция, раствора хлорамина, формальдегида или горячего каустика. Норма расхода дезрастворов – 0,5 литров на 1 кв. метр площади. При этом нужно учитывать, что для железнодорожных вагонов применяются дезинфицирующие средства, относящиеся к 4-ому классу опасности по токсичности в соответствии с критериями токсичности и опасности веществ по ГОСТ 12.1.007-76″ Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (ССБТ)». Препараты должны иметь Свидетельство о государственной регистрации, Сертификат соответствия Госстандарта России и утвержденные в установленном порядке Технические условия; прошедшие сертификационные испытания во ВНИИ железнодорожной гигиены и получившие согласование Минздрава России о расширении сферы применения на ведомственных объектах МПС и метрополитенов; имеющие Санитарно-эпидемиологическое заключение и утвержденную в установленном порядке Инструкцию по применению средства на объектах МПС России и метрополитенов.
Материал подготовила врач-эпидемиолог Среднева М.А.
Источник: