Требования к организации рабочего места ученика в классе
Новости

09.09.2021

Требования к организации рабочего места ученика в классе

Здоровье и успеваемость школьника во многом зависят от организации его рабочего места.

Требования к организации рабочего места ученика в классе установлены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, простудными заболеваниями следует рассаживать дальше от наружной стены. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах (при трехрядной расстановке парт – первого и третьего ряда), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушения осанки необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.

Нельзя опираться грудью о край стола, расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

При оборудовании рабочего места для школьника важно подобрать не только мебель, но и освещение – иначе проблем со зрением не избежать.

В учебных помещениях должно быть боковое естественное левосторонне освещение. Не допускается направление основного светового потока сзади и спереди от обучающихся.

Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением.

Уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 300 люкс, в мастерских трудового обучения - 400 люкс.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Если освещение будет правильным, то глаза ребенка будут меньше уставать, сам он меньше утомляться, а значит лучше справляться с учебной нагрузкой и успешней учиться.

В учебных кабинетах также должны быть обеспечены оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. В актуальных гигиенических требованиях к проведению занятий закреплена необходимость обеспечения влажности воздуха в пределах 40-60% и температурный режим на уровне установленного для разных типов классных помещений:

· в учебных кабинетах, лабораториях, актовом зале – +18-24 градусов;

· в учебных мастерских, спортивном зале – +18-20 градусов;

· в кабинете информатики– +19-21 градус (допустимые значения – +18-24 градуса).

Учебные помещения обязательно проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья учащихся, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опрно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.

Врач по общей гигиене Валентина Макарова

Источники

1. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

2. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».


Возврат к списку