В наш открытый информационный век легко растеряться в череде объявлений об оказании юридических услуг. Граждане, несведущие в тонкостях права, легко могут набрести на мошенников. Первые признаки, по которым можно распознать недобросовестных юристов:
- Гарантируют 100-процентный результат вне зависимости от правоты клиента;
- Называют точную стоимость услуг без ознакомления с документами клиента;
- Называют точную стоимость услуг без объяснения, каким образом она сформирована;
- Ведут себя навязчиво, агрессивно рекламируют свои услуги. Для заключения сделки готовы приехать домой к потребителю или организовать транспорт для его прибытия в офис компании, предлагают заключить договор «только сегодня», «здесь и сейчас»;
- В спешке заставляют подписывать несколько документов.
Одним из самых типичных нарушений со стороны недобросовестных юристов является введение гражданина в заблуждение на этапе заключения договора, когда юрист четко прогнозирует положительный исход дела и говорит об отсутствии рисков, а в предмете договора прописывается намного меньше услуг, чем проговаривается устно. Бывает, что предмет договора не соответствует целям обращения гражданина. К примеру, потребитель обратился за разрешением спора в судебном порядке, вместе с представлением его интересов в суде, но юрист внес в предмет договора только подготовку документов, не прописав остальные виды услуг для достижения конечной цели. К составлению документов, не имеющих потребительской ценности, относятся различные заявления, жалобы и запросы, которые не могут разрешить спор.
Основными субъектами, рассматривающими требования потребителей, являются:
- контрагент – индивидуальный предприниматель или организация, нарушившая права потребителя (продавец или исполнитель);
- суд – можно обращаться в случае отсутствия установленного обязательного досудебного порядка или при отказе контрагента в удовлетворении требований потребителя;
- финансовый уполномоченный (в отношении финансовых услуг).
Не забывайте обращать внимание на то, как быстро осуществляется подготовка документов либо другие действия, которые влияют на результат. Об этом свидетельствует отсутствие конечного срока оказания услуг в целом, либо отсутствие деления всех услуг по этапам. Из-за этого недобросовестные юристы не спешат исполнить договор, что в ряде споров, из-за ограниченных сроков, недопустимо. В договоре заранее определена ответственность за отказ от юридических услуг. Такой штраф устанавливается в процентном соотношении от общей цены договора и удерживается юристами при добровольном отказе потребителя от его исполнения (компания считает, что это ее убытки). В действительности, компания вправе удерживать только фактически понесенные расходы, имеющие место на день письменного отказа потребителя от ее услуг, которые должны быть подтверждены документарно. Во избежание обмана при получении юридических услуг, нужно соблюдать следующе правила:
На стадии выбора юристов (до заключения договора):
- предварительно изучить отзывы о юридической компании не на ее же сайте, а в других доступных источниках;
- до посещения юристов созвониться с ними и уточнить стоимость услуг по необходимой категории дел, ознакомиться с прейскурантом;
- сравнить стоимость аналогичных услуг в других компаниях (подозрения вызывает слишком низкая либо слишком высокая цена);
- задавать вопросы о планируемых юристом действиях;
- уточнить вероятность выигрыша дела на основании сложившейся судебной практики;
- избегать юристов, навязывающих срочное заключение договора без предварительного изучения предоставленных документов;
- не заключать договор в день обращения к юристам, попросить дать время все обдумать в спокойной обстановке.
На стадии заключения договора (до его подписания):
- требовать детального описания тех услуг, которые будут оказаны в условиях договора (избегать размытых формулировок);
- внимательно изучить условия договора:
- в разделе «Предмет договора» избегать кратких формулировок: юридическое (правовое) сопровождение; юридическая помощь; подготовка необходимых документов; правовой анализ; выезд специалиста.
- в разделе «Сроки оказания услуг» настаивать на установлении конкретных сроков и этапов оказания услуг и фиксации их в договоре.
- в разделе «Ответственность сторон» обращать внимание на штрафные санкции за отказ от договора. Их наличие – это повод насторожиться.
- в договоре не должно быть пустых граф для заполнения, при наличии – требовать их заполнить либо поставить прочерки.
На стадии исполнения договора (после его заключения):
- доверенность на юристов должна быть без права передоверия (без передачи полномочий иному лицу без согласия клиента);
- требовать ознакомления с любым составленным юристом документом;
- подписывать акт оказанных услуг только после их завершения (замечания по объему и качеству услуг также отражаются в акте).