В октябре 2021 года в городе Тобольске свои двери открыл новый аэропорт. Количество лиц, желающих воспользоваться его услугами, впечатляет уже сейчас.
К сожалению, бывают случаи, когда по некоторым причинам потребитель вынужден изменить свои планы и отказаться от перелёта.
Какие же условия установлены для возврата уплаченных денежных средств за авиабилет?
Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями Воздушного кодекса РФ, Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Авиационные правила)
1. Приобретая авиабилет, в первую очередь, уточните информацию у перевозчика (уполномоченного агента) об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы. Может выясниться, что билет является невозвратным (по общему правилу, плата за билет не возвращается обратно). Зачастую, такой билет продается по акции либо предлагается перевозчиком гораздо дешевле по специальному тарифу, из которых исключен риск отказа от перевозки.
Так, п. 4 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ прямо установлено: если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.
Это правило работает, если отказ от перелета добровольный, а авиабилет – невозвратный.
В случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки, предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора, с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты, за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнением договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документально
2. Бывают случаи, когда пассажир не может совершить перелет поневоле.
Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае
· отмены или задержки рейса, указанного в билете;
· изменения перевозчиком маршрута перевозки;
· выполнения рейса не по расписанию;
· несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
· несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
· необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
· болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры
· непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
· неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
При соблюдении всех условий, денежные средства должны быть возвращены в полном объеме.
Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Однако, такое признание носит добровольный характер и отдается на усмотрение авиакомпании.
При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в билете либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа
3. В остальных случаях, специально непоименованных в законе, спор разрешается индивидуально, в зависимости от фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Из этого следует, что изменение обстоятельств существенно, когда (одновременно):
- о таком обстоятельстве заранее не могло и не было известно сторонам;
- обстоятельство невозможно преодолеть;
- дальнейшее исполнение договора существенно нарушает интересы одной или обеих сторон.
Таким образом, именно пассажир должен доказать наличие таких обстоятельств, в целях обоснования своих требований. К таковым, в частности, относится новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Дополнительно сообщаем, что при возникновении спора между авиакомпанией и пассажиром действует обязательный претензионный порядок. Иными словами, потребитель, прежде чем подать исковое заявление в суд, должен обратиться к перевозчику с претензией: вручить лично, отправить по почте либо направить на электронный адрес.
Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и письменно уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.
Важно! Срок возврата денежных средств, если Вы оплачивали с банковской карты, составляет от 3 до 30 календарных дней. Срок возврата денежных средств, если Вы оплачивали наличкой, составляет 10 календарных дней.
В случае неудовлетворения требований в претензионном порядке, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Материал подготовил юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Тобольске Сергей Анкушев.