Обязанности агрегаторов услуг такси
Новости

22.11.2021

Обязанности агрегаторов услуг такси

В 2020 году финансовые сборы за поездки на такси в России составила 2,55 миллиарда рублей.

Используя современные технологии, транспортные компании смогли реализовать новые способы предоставления услуг такси. Были разработаны специальные приложения на телефон для заказа автомобиля (Яндекс.Такси; Uber; DiDi и многие другие). Развитие мобильных приложений для водителей и клиентов такси привело к снижению времени ожидания, простоя и холостого пробега машины, стоимости поездки. На сегодняшний день заказ такси через агрегаторов, как правило занимает менее 1 минуты, а время прибытия автомобиля значительно сократилось.

Агрегатор такси – это транспортная компания (сервис онлайн-заказа такси), которая позволяет найти заказ и найти пассажира с помощью веб-сайта или мобильного приложения.

Суть отношений между службой такси и пассажиром заключается в том, что заказ на перевозку принимает именно служба при помощи использования приложения пассажиром, установленного на его мобильном устройстве, а также с помощью СМС-уведомлений с контактными данными водителя, маркой автомобиля и его государственным регистрационным знаком.

Агрегаторы такси, получив заказ, передают информацию водителям, предварительно обработав заказ на предмет установления транспортного средства, ближайшего к месту нахождения пассажира (заказчика).

Следовательно, агрегаторы такси не осуществляют перевозку, а, как было отмечено выше, оказывают посреднические услуги между пассажирами и водителями такси.

При оказании услуг такси исполнитель обязан обеспечить:

¾ доведение полной и достоверной информации об услуге перевозчике и агрегаторе;

¾ безопасность услуг;

¾ качество и своевременность услуг.

Предоставлять полную и достоверную информация об услугах такси

В данных отношениях для потребителя особенно важным является получение достоверной и полной информации об услугах. В связи с чем в законе закреплена обязанность агрегатора до заключения договора перевозки предоставить потребителю следующую информацию:

¾ информацию о себе и об исполнителе (фирменное наименование);

¾ место нахождения (адрес):

¾ режим работы;

¾ ОГРН (государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица)

¾ фамилию, имя, отчество (если имеется) исполнителя и ОГРНИП;

¾ о виде деятельности исполнителя, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.[1]

Вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей посредством ее размещения на сайте либо в приложении. В случае если же Агрегатором была предоставлена недостоверная или не полная информация, то у потребителя есть право потребовать возмещения своих убытков[2].

Возмещать пассажиру причиненный вред

В соответствии с отчетом МВД России за 2020 год было зафиксировано 3 574 случая ДТП с участием легкового такси, а число раненых составило с 4 673 человека[3], в связи с этим часто возникают вопросы по возмещению причиненного вреда жизни и здоровью пассажиров.

По общему правилу всю ответственность за причиненный вред несет сам перевозчик, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя или являющийся сотрудником коммерческой компании. При этом законом не закреплена обязанность агрегатора такси возмещать вред, причиненный по вине водителя, осуществлявшего перевозку.

Однако судебная практика в некоторых случаях устанавливает ответственность агрегатора за вред, причиненный перевозчиком. Так, коллегия Верховного суда РФ при рассмотрении одного дела сделала вывод о том, что отношения между агрегатором такси и непосредственным перевозчиком являются агентскими. За действия перевозчика (агента) в том числе за причиненный вред отвечает агрегатор такси (принципал) (статья 1005 Гражданского кодекса РФ).[4]

Таким образом, суд сделал вывод о том, что раз водитель действует по поручению агрегатора (оплату водитель получает опять же от агрегатора) соответственно за весь ущерб отвечает также агрегатор (служба) такси.

Страховые выплаты в случае причинения вреда здоровью или имуществу.

Перевозка на легковом такси страхуется в рамках полиса ОСАГО. При этом для данной категории перевозчиков Законом[5] не предусмотрена обязанность страховать свою гражданскую ответственность за причиненный вред. В случае ДТП пассажир такси может получить по полису ОСАГО от страховой компании выплату до 500 тысяч рублей. Размер выплаты устанавливается в зависимости от причиненного вреда.

Вместе с тем у агрегатора нет обязанности страховать ответственность на случай причинения вреда клиенту. Однако многие крупные компании страхуют пассажиров на добровольной основе с целью обезопасить себя от существенных убытков в случае ДТП.

Исполнитель: и.о. руководителя Центра защиты прав потребителей Николай Лошкарев



[1] ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»

[2] ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»

[3] Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021

[4] «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

[5] Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: icons@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: sestob1@yandex.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: z-filial-fguz@mail.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.


Возврат к списку