В 2020 году финансовые сборы за поездки на такси в России составила 2,55 миллиарда рублей.
Используя современные технологии, транспортные компании смогли реализовать новые способы предоставления услуг такси. Были разработаны специальные приложения на телефон для заказа автомобиля (Яндекс.Такси; Uber; DiDi и многие другие). Развитие мобильных приложений для водителей и клиентов такси привело к снижению времени ожидания, простоя и холостого пробега машины, стоимости поездки. На сегодняшний день заказ такси через агрегаторов, как правило занимает менее 1 минуты, а время прибытия автомобиля значительно сократилось.
Агрегатор такси – это транспортная компания (сервис онлайн-заказа такси), которая позволяет найти заказ и найти пассажира с помощью веб-сайта или мобильного приложения.
Суть отношений между службой такси и пассажиром заключается в том, что заказ на перевозку принимает именно служба при помощи использования приложения пассажиром, установленного на его мобильном устройстве, а также с помощью СМС-уведомлений с контактными данными водителя, маркой автомобиля и его государственным регистрационным знаком.
Агрегаторы такси, получив заказ, передают информацию водителям, предварительно обработав заказ на предмет установления транспортного средства, ближайшего к месту нахождения пассажира (заказчика).
Следовательно, агрегаторы такси не осуществляют перевозку, а, как было отмечено выше, оказывают посреднические услуги между пассажирами и водителями такси.
При оказании услуг такси исполнитель обязан обеспечить:
¾ доведение полной и достоверной информации об услуге перевозчике и агрегаторе;
¾ безопасность услуг;
¾ качество и своевременность услуг.
Предоставлять полную и достоверную информация об услугах такси
В данных отношениях для потребителя особенно важным является получение достоверной и полной информации об услугах. В связи с чем в законе закреплена обязанность агрегатора до заключения договора перевозки предоставить потребителю следующую информацию:
¾ информацию о себе и об исполнителе (фирменное наименование);
¾ место нахождения (адрес):
¾ режим работы;
¾ ОГРН (государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица)
¾ фамилию, имя, отчество (если имеется) исполнителя и ОГРНИП;
¾ о виде деятельности исполнителя, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Вышеуказанная информация доводится до сведения потребителей посредством ее размещения на сайте либо в приложении. В случае если же Агрегатором была предоставлена недостоверная или не полная информация, то у потребителя есть право потребовать возмещения своих убытков
Возмещать пассажиру причиненный вред
В соответствии с отчетом МВД России за 2020 год было зафиксировано 3 574 случая ДТП с участием легкового такси, а число раненых составило с 4 673 человека
По общему правилу всю ответственность за причиненный вред несет сам перевозчик, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя или являющийся сотрудником коммерческой компании. При этом законом не закреплена обязанность агрегатора такси возмещать вред, причиненный по вине водителя, осуществлявшего перевозку.
Однако судебная практика в некоторых случаях устанавливает ответственность агрегатора за вред, причиненный перевозчиком. Так, коллегия Верховного суда РФ при рассмотрении одного дела сделала вывод о том, что отношения между агрегатором такси и непосредственным перевозчиком являются агентскими. За действия перевозчика (агента) в том числе за причиненный вред отвечает агрегатор такси (принципал) (статья 1005 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, суд сделал вывод о том, что раз водитель действует по поручению агрегатора (оплату водитель получает опять же от агрегатора) соответственно за весь ущерб отвечает также агрегатор (служба) такси.
Страховые выплаты в случае причинения вреда здоровью или имуществу.
Перевозка на легковом такси страхуется в рамках полиса ОСАГО. При этом для данной категории перевозчиков Законом
Вместе с тем у агрегатора нет обязанности страховать ответственность на случай причинения вреда клиенту. Однако многие крупные компании страхуют пассажиров на добровольной основе с целью обезопасить себя от существенных убытков в случае ДТП.
Исполнитель: и.о. руководителя Центра защиты прав потребителей Николай Лошкарев
За бесплатной юридической консультацией и помощью в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:
| |
В городе Тюмени: - ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3; - тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: - телефон горячей линии: (3452) 68-48-94. |
В городе Ишиме: - ул. Ленина, д. 28; - тел. (34551) 2-32-84; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |
В городе Тобольске: - ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216; - тел. (3456) 24-01-05; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте |
В городе Заводоуковске: - ул. Заводская, д. 4; - тел. (34542) 9-03-26; - эл. почта: - сообщество ВКонтакте: |