Двигательная активность – это суммарная величина разнообразных движений человека за отдельный отрезок времени (обычно сутки). Гигиенические нормативы двигательной активности выражаются в количестве шагов/локомоций и устанавливаются в соответствии с возрастом и полом детей.
Выделяют внутренние и внешние факторы, определяющие двигательную активность детей и подростков. К внутренним (биологические, психологические) относятся: возраст, пол, здоровье, тип высшей нервной деятельности, тип индивидуальных суточных биоритмов, телосложение и функциональные возможности, ценностные ориентиры, мотивация ребенка. Внешние (средовые, организационые): социально-экономические условия жизни, организация физического воспитания, количество свободного времени, территориальная и экономическая доступность спортивных сооружений и мест отдыха, климат, сезон года, время суток, день недели, ценностные ориентиры, мотивация семьи и общества.
Основные требования к организации деятельности детей содержатся в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. Предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования ЭСО.
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
- время двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемое с помощью метода индивидуального хронометрожа;
- объёма двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
- интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчёт ЧСС – удары / мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Оценка двигательной активности детей на занятии физической культуры проводится путём вычисления общей и моторной плотности.
Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.
полезное время
Общая плотность = ------------------------------------- х 100
продолжительность занятия
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80 - 90%.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребёнком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70 - 85%.
время, затраченное на движения
Моторная плотность = ---------------------------------------------------х 100
общее время занятия
Количественную характеристику двигательной активности детей на занятии измеряется с помощью шагомера.
Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.
Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей.
Для обеспечения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводится измерение частоты сердечных сокращений 10 - секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 мин.
На основании изменений частоты сердечных сокращений строится физиологическая кривая занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. При правильном построении занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической культурой должно составлять не менее 70%.
Эффективность занятия зависит не только правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.
Физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристические походы, спортивные соревнования организуются с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.
Существуют разнообразные формы двигательной активности:
•утренняя гимнастика (ежедневно);
•совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
•прогулка с включением подвижных игр;
•пальчиковая гимнастика;
•зрительная, дыхательная гимнастика;
•физкультминутка
•эмоциональные разрядки, релаксация;
•ходьба по массажным дорожкам
•спортивные досуги, развлечения.
В основе лежит активизация двигательной деятельности детей, формирование знаний и практических навыков здорового образа жизни детей и подростков. Подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств, как внимание и скорость реакции, наблюдательность, ловкость, выносливость и координация движений.
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
- время двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометрожа;
- объёма двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
- интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчёт ЧСС – удары / мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Недостаток двигательной активности (гипокинезия) приводит к снижению общей неспецифической резистентности, быстрой утомляемости при физических нагрузках, снижению функциональных возможностей вегетативной нервной системы, отставанию в развитии двигательных качеств, нарушению физического развития, избыточной массе тела и патологическим состояниям (астенический синдром и выраженные локомоторные нарушения).
Обратное явление, избыточная двигательная активность, или гиперкинезия, неблагоприятно сказывается на гормональной регуляции, деятельности сердечно-сосудистой системы (тенденция к повышению АД, боли в области сердца), ведёт к нарушению иммунологической реактивности, задержке полового развития, отставанию биологического возраста.
Исполнитель: Врач по общей гигиене отделения гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», Олеся Жеребко.
Источники:
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Бережков Л.Ф. Состояние здоровья как гигиеническая проблема // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы, его определяющие. - М., 1991
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2008
Кучма В.Р.,