Зачастую при проведении спортивных занятий в образовательных учреждениях ребенок подвергается определенным рискам, ведущим к ухудшению его здоровья.
Вред здоровью ребенка может быть причинен в результате получения им различных травм во время проведения спортивных занятий, а также неправильного распределения физической нагрузки во время занятий.
Наиболее частыми травмами на уроках физкультуры являются растяжения конечностей и различные ушибы. Риск травматизма при проведении спортивных занятий повышается при:
- отсутствии тренера/учителя физкультуры на занятиях;
- отсутствии предварительного инструктажа по безопасности для детей;
- отсутствии дисциплины;
- скученности детей на занятиях;
- наличии дефектов в отделке спортивных помещений, спортивных площадок;
- наличии дефектов в спортивном инвентаре;
- использовании спортивного инвентаря детьми не по назначению.
Для профилактики спортивного травматизма на уроках физкультуры необходимо соблюдать требования к состоянию спортивных помещений, площадок и спортивного инвентаря. Отделка должна соответствовать требованиям санитарных норм, появляющиеся дефекты и неисправности должны немедленно устраняться (согласно п.п. 2.2.2. и 2.5.3. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). Площади спортивных помещений должны быть достаточными и соответствовать нормативам площадей помещений образовательных организаций, указанным в таблице 6.1 раздела VI СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Занятия должен проводить квалифицированный сотрудник, в обязанности которого входит наблюдение за дисциплиной, проведение предварительного инструктажа по правильному использованию спортивного оборудования.
Вторым риском для здоровья детей при проведении спортивных занятий является неадекватная физическая нагрузка на уроках или неправильное ее распределение в течение занятий. Неадекватной нагрузка может возникнуть при изначально неправильном определении медицинской группы у ребенка.
Медицинская группа для занятий определяется медицинскими работниками при проведении профилактических осмотров по следующим критериям: наличие наследственных заболеваний, соответствие организма возрастным и психическим нормам, состояние иммунной системы, состояние внутренних органов и т.д.
Всего различают три медицинские группы для занятий физической культурой:
Основная (I группа) – к ней относятся дети без нарушений состояния здоровья и физического развития или с функциональными нарушениями без отставания от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Подготовительная (II группа) – дети с морфофункциональными нарушениями или физически малоподготовленные, находящиеся в группе риска по возникновению патологий или имеющие хронические заболевания в стойкой ремиссии.
Специальная А (III группа) – дети с нарушением состояния здоровья постоянного или временного характера, с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Специальная Б (IV группа) – дети, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Детям, отнесенным к основной медицинской группе, разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
Детям, отнесенным к подготовительной медицинской группе, разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Детям, отнесенным к специальной медицинской подгруппе А разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
Детям, отнесенным к специальной медицинской подгруппе, Б рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Порядок проведения профилактических осмотров детей регулируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года N 514н (с изменениями на 19 ноября 2020 года).
Помимо правильного определения медицинской группы ребенка необходимо также обращать внимание на распределение нагрузки во время занятий и на показатели жизненно-важных функций, таких, как пульс, частота дыхания. Требования к организации уроков физкультуры и внеучебных спортивных занятий указаны в таблице 6.6 раздела VI СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Также необходимо учитывать возрастные особенности детей при составлении расписания занятий (согласно п.п. 3.4.15, 3.4.16 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Правильный подход к проведению профилактических осмотров, определению медицинской группы, а также к составлению расписания спортивных занятий и их организации позволяет значительно снизить риск появления заболеваний и/или осложнений уже имеющихся патологий у ребенка.
Исполнители: врач по общей гигиене Бекасова Диана Сергеевна,
врач по общей гигиене Бариева Диана Руслановна
Источники:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»