Информирование и консультирование потребителей в 2021 году
Новости

09.03.2022

Информирование и консультирование потребителей в 2021 году

В 2021 году деятельность по информированию и консультированию потребителей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» осуществляют консультационный центр по защите прав потребителей (г. Тюмень) и 5 консультационных пунктов по защите прав потребителей (г. Тобольск, г. Ишим, г. Заводоуковск, р.п. Голышманово, с. Бердюжье). В отчетный период указанными структурными подразделениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проконсультировано 4 705 потребителей и представителей хозяйствующих субъектов, из 3 253 устно, 1113 письменно, 339 с помощью электронных коммуникаций.

Устные консультации осуществлялись тремя способами:

- по месту проживания, сбора и схода граждан;

- по телефону;

- по месту нахождения специалистов консультационных центра и пунктов по защите прав потребителей.

В рамках выездных консультаций специалистами консультационного центра и консультационных пунктов по защите прав потребителей было осуществлено 70 выездов, в рамках которых проконсультировано 344 человека.

По телефону поступило 1 923 обращений, в том числе 954 обращения на региональную «горячую линию», работа которой обеспечивается в рамках реализации государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защиты прав потребителей» и 235 обращение через Единый консультационный центр Роспотребнадзора.

В течение 2021 года организовано 23 тематических горячих линий, в том числе:

♦ финансовые услуги;

♦ туристские услуги;

♦ услуги ЖКХ;

♦ услуги связи;

♦ детские товары;

♦ транспортные услуги (такси и каршеринг);

♦ дистанционная торговля;

♦ качество и безопасность продуктов питания.

Из общего количества обращений в 2021 году 2283 (52,68%) консультации были даны по вопросам, связанным со сферой торговли; 2 260 (43,84%) - оказанием услуг (выполнением работ); 162 (3,14%) - общие вопросы применения положений законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В сфере торговли, традиционно, большая часть вопросов была связана с куплей-продажей:

♦ технически сложных товаров (331 обращение – 14,50 %);

♦ товаров дистанционным способом (223 обращений - 9,77 %);

♦ одежды (144 обращения - 6,31 %);

♦ мобильных телефонов (134 обращения - 5,87 %);

♦ мебели (126 обращений - 5,52%).

В сфере услуг (работ) было проведено 2 260 консультаций, значительное количество которых пришлось на:

♦ бытовые услуги (350 обращений -15,49 %);

♦ жилищно-коммунальные услуги (236 обращения – 10, 44%);

♦ финансовые услуги (274 обращения– 12,12 %);

♦ туристские услуги (149 обращений – 6,59 %);

♦ транспортные услуги (83 обращения -3,67 %).

В 2021 году в ходе консультаций было подготовлено 557 проектов документов для потребителей, в том числе 356 претензий, 133 исковых заявления и 68 иных процессуальных документов.

Большая часть составленных документов пришлась на сферу:

♦ услуг ЖКХ – 84 проекта (15,08 %);

♦ бытовых услуг – 83 проекта (14,90 %);

♦ продажи технически сложных товаров - 38 проектов (6,82 %);

♦ туристских услуг – 35 проектов (6,28 %).

В досудебном порядке 271 претензия из 356 были удовлетворены добровольно (76,12 %) на общую сумму 3 242 115 рублей, а также удовлетворено порядка 70 нематериальных требований.

Судебная защита прав потребителей по составленным исковым заявлениям имеет следующие результаты:

♦ 109 положительных решений в пользу заявителей;

♦ 5 мировых соглашений;

♦ 3 исковых заявлений не были удовлетворены;

♦ 5 отказов от исковых требований в связи с удовлетворением требований;

♦ 12 дел находится на рассмотрении.

По результатам рассмотрения гражданских дел судами общей юрисдикции в пользу потребителей присуждено 5 210 420 рублей, из них 3 859 710 рублей по материальным требованиям (74,08 %), 150 500 рублей в счет компенсации морального вреда (2,88 %) и 1 200 210 рублей штрафа, предусмотренного статьей 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. (23,04 %), а также удовлетворено 12 нематериальных требований. В 35 случаях консультационным центром (пунктами) оказывались консультационные услуги по ведению гражданского дела в суде общей юрисдикции.

Результаты деятельности по экспертизе потребительских товаров имеют следующие результаты. В отчетном периоде проведено 194 экспертизы товаров, из них 32 по заявлениям потребителей и хозяйствующих субъектов и 162 по предписаниям Управления Роспотребнадзора по Тюменской области. Последние организуются в рамках выполнения государственных работ государственного задания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» на 2021 год.

Вопросы защиты прав потребителей освещались на официальном сайте и сайтах сторонних организаций, а также в средствах массовой информации. Всего в отчетном периоде на сайте было размещено 102 информационных материала. В СМИ размещено 55 материалов.

Информирование населения ведется через электронные версии «Инфотека» (раздел официального сайта, содержащий нормативно-методическую документацию по вопросам защиты прав потребителей) и «Банк данных судебных актов».

В начале года было организовано 65 просветительских мероприятий (лекции, семинары и др.), на которых присутствовало 715 человек. Указанные мероприятия были проведены:

♦ в образовательных учреждениях;

♦ в местах нахождения коммерческих, общественных и иных организаций.

В рамках празднования Всемирного дня прав потребителей был организован конкурс эссе «Проблемы переработки пластика в России и пути их решения» среди учеников 9-11 классов и студентов ВУЗов (поступило 41 эссе). Также был проведен опрос о выяснении отношения потребителей к проблеме переработки пластика (исследовано 320 анкет).

Консультационным центром были подготовлены информационные видеоролики по следующим тематикам:

♦ возврат авиабилетов;

♦ можно ли вернуть подарочный сертификат.

Велась информационная работа, посвященная ежегодной Всероссийской Олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников.

В рамках популяризации финансовой грамотности были подготовлены и направлены в образовательные учреждения методические материалы освещающие следующие темы:

♦ финансовая грамотность;

♦ финансовый рынок и защита прав потребителей финансовых услуг;

♦ обеспечительные меры по кредитному договору;

♦ полномочия и функции Банка России.

При содействии волонтерских организаций было распространено около 2 800 памяток по актуальным вопросам защиты прав потребителей.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Исполнитель: Николай Лошкарев, и.о. руководителя центра защиты прав потребителей


Возврат к списку