В 2021 году начал действовать Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Одним из принципов, данного закона является стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований. Таким образом, при осуществлении государственного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При этом основным способом снижения рисков причинения вреда (ущерба) является риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход – это метод осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, определяется отнесением деятельности хозяйствующих субъектов (их объектов) к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Следовательно, в постоянном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом.
В ст. 23 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ
ü чрезвычайно высокий риск;
ü высокий риск;
ü значительный риск;
ü средний риск;
ü умеренный риск;
ü низкий риск.
Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие не будет соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований со стороны хозяйствующих субъектов. Именно этот класс (категория) и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.
Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе с учетом категории будет следующей:
Категории риска |
Классы (категории) опасности |
Сроки проведения плановых проверок | |
Федеральный контроль |
Региональный контроль | ||
Чрезвычайно высокий |
1 |
1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности |
1 раз в год |
Высокий |
2 |
1 раз в 2 года | |
Значительный |
3 |
1 раз в три года | |
Средний |
4 |
1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности |
Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет |
Умеренный |
5 |
Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет | |
Низкий |
6 |
Не проводятся |
В сфере санитарно-эпидемиологического контроля
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи |
высокий риск |
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи |
высокий риск |
Деятельность родильных домов, родильных домов в многопрофильных организациях, перинатальных центров |
чрезвычайно высокий риск |
Дошкольное и начальное общее образование |
чрезвычайно высокий риск |
Основное общее и среднее (полное) общее образование |
чрезвычайно высокий риск |
Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием |
чрезвычайно высокий риск |
Деятельность детских лагерей на время каникул |
чрезвычайно высокий риск |
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания |
чрезвычайно высокий риск |
Следовательно, объекты осуществляющие особый вид социальной деятельности для потребителя будут проверятся надзорными органами в плановом режиме один раз в год или два раза в зависимости от категории риска.
Материал подготовила юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Заводоуковске Наталья Михеева