Одним из способов защиты хозяйствующего субъекта от неправомерных действий, контролирующих (надзорных) органов является досудебное обжалование таких решений.
При этом судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц со стороны предпринимателей возможно только после их досудебного обжалования.
В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей» (далее – Постановление № 1005) контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
¾ решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
¾ актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
¾ действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Лица и органы, уполномоченные рассматривать жалобы.
· Жалоба на решение территориального органа, его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.
· Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.
· В случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.
Сроки для подачи жалобы.
· Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
· Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
· В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом.
Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Основания для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
¾ жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и не содержит ходатайства о его восстановлении:
¾ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
¾ до принятия решения по жалобе от контролируемого лица поступило заявление об отзыве его жалобы;
¾ имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
¾ ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
¾ жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
¾ ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
¾ жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
¾ законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
Сроки рассмотрения жалобы.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
¾ оставляет жалобу без удовлетворения;
¾ отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
¾ отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
¾ признает действия (бездействие) инспекторов контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор), содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Материла подготовлен И.о. руководителя Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Лошкаревым Николаем