Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов в сфере защиты прав потребителей
Новости

17.03.2022

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов в сфере защиты прав потребителей

Одним из способов защиты хозяйствующего субъекта от неправомерных действий, контролирующих (надзорных) органов является досудебное обжалование таких решений.[1]

При этом судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц со стороны предпринимателей возможно только после их досудебного обжалования.[2]

В соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей» (далее – Постановление № 1005) контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

¾ решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

¾ актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

¾ действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Лица и органы, уполномоченные рассматривать жалобы.

· Жалоба на решение территориального органа, его инспекторов рассматривается руководителем (заместителем руководителя) этого территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.

· Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа.

· В случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

Сроки для подачи жалобы.

· Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

· Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.

· В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом.

Жалоба должна содержать:

1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Основания для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

¾ жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и не содержит ходатайства о его восстановлении:

¾ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

¾ до принятия решения по жалобе от контролируемого лица поступило заявление об отзыве его жалобы;

¾ имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

¾ ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

¾ жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

¾ ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

¾ жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

¾ законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа. [3]

Сроки рассмотрения жалобы.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней. [4]

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

¾ оставляет жалобу без удовлетворения;

¾ отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

¾ отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

¾ признает действия (бездействие) инспекторов контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение уполномоченного органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор), содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.


Материла подготовлен И.о. руководителя Консультационного центра по защите прав потребителей в г. Тюмени Лошкаревым Николаем



[1] п. 5 ст. 36 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ)

[2] п.2 ст. 39 Федерального закона № 248-ФЗ

[3] п. 45 Постановления № 1005

[4]п. 2 ст. 43 Федерального закона № 248-ФЗ


Возврат к списку