В последнее время операторы сотовой связи массово отказываются от архивных тарифов, а также изменяют условия действующих тарифов.
Тарифный план – это совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами связи по передаче данных.
Архивный тариф – это тариф который существовал ранее, но теперь недоступен для подключения новыми пользователями.
Многие потребители уже получали СМС-сообщения о том, что абонентская плата увеличивается либо о том, что тарифный план закрывается и будет действовать новый тариф. В связи с чем, от потребителей поступают вопросы, правомерно ли это?
В силу подп. «в» п. 31 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (далее - Правила), оператор связи вправе изменять стоимость тарифа и тарифного плана для оплаты телематических услуг связи, уведомив абонента в соответствии с действующим законодательством:
¾ в местах работы с абонентами и (или) пользователями;
¾ через свой сайт и (или) информационные системы.
Уведомление должно быть направлено пользователю не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов.
Оператор связи может самостоятельно как устанавливать тарифы (тарифные планы), так и изменять их с обязательным уведомлением абонентов. В данном случае понятие «тариф» и «тарифный план» являются тождественными, а цена услуги является их составляющей.
Толкование указанной нормы содержится в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации № 302-АД15-14854 от 30.11.2015 по делу № А33-2721/2015, согласно которого внесение оператором связи изменений в ценовую составляющую тарифного плана не противоречит действующему нормативно-правовому регулированию, предусматривающему право оператора связи изменять в одностороннем порядке тарифы (тарифные планы) при условии предварительного извещения абонентов и(или) пользователей.
Таким образом, сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что изменение ценовой составляющей тарифного плана допустима при условии предварительного извещения абонентов.
При этом изменение иных (неценовых) условий договора об оказании услуг связи (например, объёма данных, прав и обязанностей сторон, системы оплаты) оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору (п. 55 Правил). Изменять соответствующие условия договора в одностороннем порядке оператор связи (интернет- провайдер) не вправе.
Если пользователь услуг столкнулся со случаями изменения тарифа без уведомления либо с односторонним изменением объема оказываемых услуг, то в этом случае необходимо, ссылаясь на вышеуказанные нормы, составить претензию в адрес оператора.
В случае если претензия была проигнорирована у потребителя есть право обратиться с жалобой в Роскомнадзор.
Материал подготовила юрисконсульт Консультационного пункта по защите прав потребителей в г. Заводоуковске Наталья Михеева