Предъявление претензий к изготовителю со стороны розничного продавца при возврате товара потребителем
Новости

13.04.2022

Предъявление претензий к изготовителю со стороны розничного продавца при возврате товара потребителем

Продавец является посредником между потребителем и изготовителем: магазин реализует изготовленные фабрикой товары в розницу[1].

Продавец отвечает перед покупателем за недостатки, имевшие место до передачи товара[2]. Как правило, такие недостатки носят производственный характер, следовательно, возникли по вине изготовителя.

В случае выявления недостатков в приобретенном товаре, у потребителя есть право заявить о своих требованиях[3] продавцу[4], а последний, в свою очередь, может обратиться к изготовителю.

Основанием для предъявления претензий к изготовителю являются положения § 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Поставка товаров» и сам договор поставки. В рамках этого договора поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности[5].

Если розничный продавец продает полученные товары гражданам, он вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем[6]. Данное право, равно как и иные права предприятия розничной торговли, могут быть изменены и предусмотрены самим договором поставки.

Если договор поставки не предусматривает срока для замены некачественного товара, разумным сроком является срок, равный 7-ми календарным дням[7].

Часто ритейлеры задаются вопросом, в каком порядке им стоит совершать действия для достижения положительного результата в переговорах с изготовителем?

Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Всегда проводить проверку качества товара и (или) экспертизу.

Удовлетворение требований потребителя, обратившегося к продавцу, должно быть обоснованным. К доказательствам наличия производственного недостатка в товаре, в частичности, относится экспертное заключение (экспертиза), где специалист дает описание выявленных недостатков и аргументирует их характер со ссылкой на ГОСТ, подкрепляя изложенное фотографиями.

При досудебном разрешении спора, розничный продавец должен составить акт приема-передачи некачественного товара (приемка от покупателя), получить расписку о передаче денежных средств и запросить оригинал или заверенную копию экспертизы.

2. Составить претензионное письмо в адрес поставщика.

В нем необходимо сослаться на документ, подтверждающий договорные отношения между ритейлером и поставщиком, отразить существо спора с покупателем (дату покупки, характеристики товара и его стоимость, недостатки товара, доказательства наличия производственного брака и возврата покупателю денежных средств).

Заявленным требованием должно быть требование о замене некачественного товара на товар надлежащего качества.

К претензии должны быть приложены копии документов, подтверждающих факт и обоснованность возврата продавцу товара и выплаты потребителю его цены.

Регрессные требования розничного продавца должны быть удовлетворены поставщиком в срок, указанный в договоре поставки. В ином случае, изготовителю дается 30 дней для дачи ответа на претензию[8].

3. При удовлетворении требований ритейлера, стороны должны договориться о порядке возврата денежных средств и передачи изготовителю некачественного товара.

3.1. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, у розничного продавца есть право обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд.

Отметим, что каждой стороне выгодно разрешить возникший спор в досудебном порядке, потому как решение будет достигнуто оперативно с сохранением деловых отношений и с минимальными финансовыми (без госпошлины, представительских расходов и т.д.) и временными затратами.

Материал подготовила юрисконсульт Консультационного центра в г. Тюмени Дарья Яшутина.



[1] абз. 4, 6 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[2] п. 6 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[3] п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[4] п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[5] ст. 506 Гражданского кодекса РФ.

[6] п. 2 ст. 518 Гражданского кодекса РФ.

[7] п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ.

[8] ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.


Возврат к списку