Продавец является посредником между потребителем и изготовителем: магазин реализует изготовленные фабрикой товары в розницу
Продавец отвечает перед покупателем за недостатки, имевшие место до передачи товара
В случае выявления недостатков в приобретенном товаре, у потребителя есть право заявить о своих требованиях
Основанием для предъявления претензий к изготовителю являются положения § 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Поставка товаров» и сам договор поставки. В рамках этого договора поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности
Если розничный продавец продает полученные товары гражданам, он вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем
Если договор поставки не предусматривает срока для замены некачественного товара, разумным сроком является срок, равный 7-ми календарным дням
Часто ритейлеры задаются вопросом, в каком порядке им стоит совершать действия для достижения положительного результата в переговорах с изготовителем?
Рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Всегда проводить проверку качества товара и (или) экспертизу.
Удовлетворение требований потребителя, обратившегося к продавцу, должно быть обоснованным. К доказательствам наличия производственного недостатка в товаре, в частичности, относится экспертное заключение (экспертиза), где специалист дает описание выявленных недостатков и аргументирует их характер со ссылкой на ГОСТ, подкрепляя изложенное фотографиями.
При досудебном разрешении спора, розничный продавец должен составить акт приема-передачи некачественного товара (приемка от покупателя), получить расписку о передаче денежных средств и запросить оригинал или заверенную копию экспертизы.
2. Составить претензионное письмо в адрес поставщика.
В нем необходимо сослаться на документ, подтверждающий договорные отношения между ритейлером и поставщиком, отразить существо спора с покупателем (дату покупки, характеристики товара и его стоимость, недостатки товара, доказательства наличия производственного брака и возврата покупателю денежных средств).
Заявленным требованием должно быть требование о замене некачественного товара на товар надлежащего качества.
К претензии должны быть приложены копии документов, подтверждающих факт и обоснованность возврата продавцу товара и выплаты потребителю его цены.
Регрессные требования розничного продавца должны быть удовлетворены поставщиком в срок, указанный в договоре поставки. В ином случае, изготовителю дается 30 дней для дачи ответа на претензию
3. При удовлетворении требований ритейлера, стороны должны договориться о порядке возврата денежных средств и передачи изготовителю некачественного товара.
3.1. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, у розничного продавца есть право обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд.
Отметим, что каждой стороне выгодно разрешить возникший спор в досудебном порядке, потому как решение будет достигнуто оперативно с сохранением деловых отношений и с минимальными финансовыми (без госпошлины, представительских расходов и т.д.) и временными затратами.
Материал подготовила юрисконсульт Консультационного центра в г. Тюмени Дарья Яшутина.