Особенности дистанционной торговли
Новости

25.04.2022

Особенности дистанционной торговли

На сегодняшний день, интернет-покупки не теряют своей актуальности.

Дистанционным способом продажи товаров является сделка, заключенная любым способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо его образцом на момент покупки товара[1].

С 01.01.2021 года действуют новые Правила, устанавливающие особенности дистанционной торговли[2], которые зачастую не соблюдаются торговыми площадками. Распространены следующие нарушения:

- необоснованный отказ от заключения договора;

- непредоставление потребителям условий договора (оферты);

- непредоставление подробной информации о продавце, товаре и заказе.

Договор дистанционной купли-продажи имеет свои особенности, которые необходимо знать потребителям для защиты своих прав.

1. Дистанционная купля-продажа является публичным договором.

Договор купли-продажи должен быть заключен дистанционно с любым лицом, обратившимся к продавцу[3]. В таком договоре цена товаров должна быть одинаковой для всех потребителей[4].

2. До заключения договора продавец должен предоставить оферту.

Договор купли-продажи должен быть заключен дистанционно на заранее предложенных условиях[5]. На своем сайте продавец обязан разместить оферту и обеспечить покупателю возможность ознакомиться с ее содержанием[6].

Оферта – это предложение продавца заключить договор, направленное неопределенному кругу лиц[7]. Как правило, оферта продавца со всеми предлагаемыми условиями размещается на его сайте, в приложении или офисе (в случае выбора товара по каталогам или фотографиям в офлайн-магазине).

Обращаем внимание, что оферта продавца является важным документом, который покупателю стоит прочитать. Условия оферты могут содержать иные правила, отличные от закона. В тех случаях, когда Правила допускают изменение его положений договором, приоритет будет отдан публичной оферте[8].

3. Момент заключения договора дистанционной купли-продажи.

Дистанционный договор считается заключенным[9]:

- либо с момента выдачи продавцом документа, подтверждающего оплату товара;

- либо с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (вне зависимости от оплаты). Чаще всего, таковым признается подтверждение продавцом оформленного покупателем заказа.

Для потребителя это важно понимать, так как после заключения договора купли-продажи продавец не вправе самостоятельно увеличить стоимость приобретенного товара.

4. Информация о заказе при покупке через Интернет.

После совершения покупки на сайте магазина или через его приложение, продавец обязан выдать покупателю номер заказа, который позволяет получить информацию о заключенном договоре и его условиях[10].

Стоит отметить, что в случае, когда наличие, наименование и количество товара необходимо дополнительно согласовывать, выставленный товар нельзя считать предназначенным для дистанционной продажи в интернет-магазине[11].

5. Информация о товаре.

На момент заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю полную и достоверную информацию о товаре, в том числе о его характеристиках[12].

При выборе товара и оформлении заказа необходимо сделать скриншот экрана с сайта магазина или сфотографировать каталог товаров. В том случае, если продавец передаст другой товар, у потребителя будут доказательства, с помощью которых он сможет подтвердить, какие характеристики должны быть у купленного товара.

6. Информация о продавце.

Продавец-компания должна указывать свое полное название, ОГРН, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона[13].

Продавец-индивидуальный предприниматель обязан указывать Ф.И.О., ОГРНИП, адрес электронной почты и (или) номер телефона[14].

Также, продавцу необходимо указать форму и способ направления претензий в его адрес[15]. В случае, если такие сведения не представлены, потребитель направляет претензию в любой форме и любым способом, по своему усмотрению.

Вышеперечисленная и иная дополнительная информация доводится до сведения потребителя любым способом, позволяющим беспрепятственно ознакомиться с ее содержанием.

7. Порядок выдачи товара.

Товар, приобретенный дистанционно, доставляется покупателю по указанному им адресу или самостоятельно забирается потребителем из пункта выдачи[16].

В том случае, если товар ожидает в пункте выдачи, он может быть выдан любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное подтверждение заключения договора или оформления заказа (например, QR-код, присвоенный конкретному заказу).

Поэтому, покупателю необходимо тщательно следить за безопасностью своего личного кабинета, заходить в аккаунт только с личных устройств и не предоставлять доступ третьим лицам. В противном случае, злоумышленники смогут получить товар без ведома потребителя.

Таким образом, приобретая товар дистанционно, покупателю следует учитывать особенности данного способа заключения договора, во избежание возникновения спорных ситуаций.

За бесплатной юридической консультацией и помощью

в защите прав потребителей обращайтесь по следующим адресам:

В городе Тюмени:

- ул. Холодильная, д. 57, корп. 2, каб. 3;

- тел. (3452) 567-990 доб. 3722, 3723;

- эл. почта: kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/kczpp;

- телефон горячей линии: (3452) 68-48-94.

В городе Ишиме:

- ул. Ленина, д. 28;

- тел. (34551) 2-32-84;

- эл. почта: ishim.kczpp@fguz-tyumen.ru ;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/public188075388.

В городе Тобольске:

- ул. С. Ремезова, д. 49 В, стр. 1, каб. 216;

- тел. (3456) 24-01-05;

- эл. почта: tobolsk.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте https://vk.com/public107256059.

В городе Заводоуковске:

- ул. Заводская, д. 4;

- тел. (34542) 9-03-26;

- эл. почта: zgo.kczpp@fguz-tyumen.ru;

- сообщество ВКонтакте: https://vk.com/club187832681.

Материал подготовила юрисконсульт Консультационного центра в г. Тюмени

Дарья Яшутина



[1] п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[2] Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 (далее – Правила).

[3] п. 12 Правил.

[4] п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ.

[5] п. 12 Правил.

[6] п. 17 Правил.

[7] п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ.

[8] см., пример, п. 13, 23 Правил.

[9] п. 13 Правил.

[10] абз. 2 п. 14 Правил.

[11] п. 16 Правил.

[12] п. 18 Правил.

[13] абз. 1 п. 19 Правил.

[14] абз. 2 п. 19 Правил.

[15] п. 21 Правил.

[16] п. 20 Правил.


Возврат к списку