В соответствии с какими документами должна осуществляться маркировка пищевой продукции
Новости

30.04.2022

В соответствии с какими документами должна осуществляться маркировка пищевой продукции

Каждый человек почти ежедневно заходит в магазин за пищевыми продуктами, которые должны быть качественными и безопасными.

Иногда мы не задумываемся о том, какая информация должна быть на продукте, заранее уверенные в том, что продавец продаст нам качественный товар. Но, к сожалению, иногда продавцы грешат и пытаются продать продукт без маркировки или с истекшим сроком годности.

Выбирая продукты питания в магазине, потребители смотрят в основном на внешний вид продукта, срок годности и цену.

Однако, необходимо обращать внимание на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые также важны для потребителя.

Например, неполная информация о пищевой ценности продукта делает невозможным для потребителей самостоятельно подбирать оптимальный рацион питания, учитывающий ограничения, связанные со здоровьем.

Маркировка продуктов питания — информация о пищевой продукции, нанесённая в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещённого в них, либо прилагаемого к ним.

На территории Таможенного Союза (на территории Российской Федерации, Киргизии, Армении, Казахстана, Беларусии) маркировка пищевых продуктов регламентируется следующими нормативными актами:

· ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»

· ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»

· ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»

· ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»»

· ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»

· ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»

· ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»

· ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»

· ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»

· ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»

· ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»

В Российской Федерации требования в части маркировки пищевой продукции также установлены в следующих документах (помимо вышеперечисленных):

· - Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

· - ФЗ от 02.01.2000 № 29 - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

· - ГОСТ Р 51074-2003 от 29.12.2003.

Согласно ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1. наименование пищевой продукции;

2. состав пищевой продукции;

3. количество пищевой продукции;

4. дата изготовления пищевой продукции;

5. срок годности пищевой продукции;

6. условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяются после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7. наименование и место нахождения изготовителя, или ФИО и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции, или наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, или наименование и место нахождения организации-импортёра или ФИО и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортёра;

8. рекомендации и (или) ограничения по использованию;

9. показатели пищевой ценности пищевой продукции;

10. сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением ГМО;

11. единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с ТР ТС 022/2011 указание состава пищевой продукции представляет собой перечень входящих в её состав компонентов, которые указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции. Следует отличать указание состава пищевой продукции от указания пищевой ценности. Пищевая ценность включает следующие показатели:

1. Энергетическую ценность (калорийность).

2. Количество белков, жиров, углеводов.

3. Количество витаминов и минеральных веществ.

Маркировка наносится как на транспортную упаковку, так и на потребительскую упаковку.

Маркировка транспортной упаковки должна содержать следующие сведения: наименование, количество, дату изготовления, срок годности, условия хранения, сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии), наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также дополнительные сведения, в том числе о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак.

Если в транспортную упаковку помещена продукция в потребительской упаковке, то на потребительской упаковке указывается такая же информация.

Но есть случаи, если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки в организациях розничной торговли в отсутствии потребителя (конфеты, сахар-песок, овощи и др.), на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).

В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации, которая не размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

Кроме того, дополнительные требования к маркировке пищевой продукции, упакованной в транспортную упаковку, не противоречащие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011, могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с ФЗ от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты, не имеющие:

- маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом;

- установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

- документов, подтверждающих их качество и безопасность.

Признаются некачественными, опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются!

Будьте внимательны при покупке продуктов питания!

Исполнитель: Ольга Склюева

Источники : minzdrav, inform; ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; ФЗ от 02.01.2000 № 29 - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ГОСТ Р 51074-2003 от 29.12.2003.


Возврат к списку