Требования к примерному меню в общеобразовательных организациях
Новости

16.05.2022

Требования к примерному меню в общеобразовательных организациях

Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, разрабатывается рацион питания. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд.

Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7 - 11 и 12 - 18 лет). При разработке примерного меню учитывают: продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастная категория и физические нагрузки обучающихся.

Питание детей осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего: горячее питание, дополнительное питание, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Не допускаются исключение горячего питания из меню, замена его буфетной продукцией. Для организации питания детей разрабатывается меню на период не менее двух недель, утверждается руководителем.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню используется специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска, которые готовятся в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей используется соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий.

Питание детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании в организованных детских коллективах, организуется в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. Индивидуальное меню разрабатывается специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка.

Первая смена обеспечивается завтраком, вторая - обедом. При пребывании школьников в общеобразовательном учреждении более 6 часов организовывается двухразовое питание. Существует следующее распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации:

в общеобразовательных организациях с односменным режимом работы, доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии завтрак -20-25%; обед-30-35%; полдник- 10-15%; с двухсменным режимом работы: обед-30-35%; полдник- 10-15%; в организации с круглосуточным пребыванием детей доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии: завтрак -20%, второй завтрак- 5%, обед-35% полдник-15%, ужин- 20%, второй ужин-5%.

Завтрак школьников организуется во вторую или третью перемены, состоит из горячего блюда и напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. Завтрак для обучающихся 1-4 класса содержит: 12-16 граммов белка, 12-16 граммов жира, 60-80 граммов углеводов. Завтрак для обучающихся старших классов содержит:20-25 граммов белка, 20-25 граммов жира, 80-100 граммов углеводов.

Обед в зависимости от возраста обучающихся содержит 20-25 граммов белков, 20-25 граммов жиров, 80-100 граммов углеводов.

Обед включает закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин состоит из овощного (творожного) блюда или каши основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающего использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

Примерное меню содержит информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур.

Исполнитель: Светлана Бобко.

Источник: СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; MP 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций".


Возврат к списку