Труд летчика, особенно при современном динамичном развитии авиационной техники, становится все более напряженным, сложным и ответственным. Условия труда летного состава гражданской авиации (ГА) характеризуются высокой психоэмоциональной нагрузкой вкупе с воздействием достаточно интенсивных факторов трудового процесса: физических (шум; температура, относительная влажность, скорость движения воздуха; электромагнитные излучения, в том числе радиочастотного диапазона; фактор световой среды), фактора тяжести и напряженности (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, вынужденная рабочая поза), биологических (возможный контакт с микробиологическим агентом).
Летный состав относится к профессиям с повышенной шумовой нагрузкой вследствие воздействия на орган слуха интенсивных и продолжительных шумов. В зависимости от типа двигателя ВС (поршневой, турбовинтовой, турбореактивный) в кабине экипажа отмечаются уровни шума на 4-29 дБА превышающие предельно допустимый (80 дБА).
Используемая наиболее часто в отечественной ГА авиагарнитура ГСШ-А-18 снижает уровень шума от работы двигателей на 10 дБА, но одновременно добавляет дополнительную акустическую нагрузку в 12 дБА, возникающую при прослушивании эфира и речевом радиообмене.
Для реактивных самолетов, летящих на высоте 12 000 м, в салонах поддерживается атмосфера, соответствующая полету на высоте 2 300 м. Экипаж подвержен опасности использования излишне сухого воздуха, особенно на дальних маршрутах. Относительная влажность воздуха в самолетах в настоящее время лежит в диапазоне от 2% до 25%. Некоторые члены экипажа испытывают дискомфорт, в том числе сухость в глазах, носу и горле, во время полетов, превышающих 3 – 4 часа.
Плохо отслеживаемым фактором риска для экипажа является озоновая опасность. Озон присутствует в высоких слоях атмосферы и может попасть в систему вентиляции ВС. Симптомы озоновой опасности включают кашель, раздражение верхних дыхательных путей, жжение в горле, болезненность при глубоком вздохе, отдышку, головную боль, слабость, закладывание носа и раздражение глаз. Большинство людей ощущает озон при его содержании 0,04 мг/м3, а исследования показали, что озон в концентрации 0,10 мг/м3 и более вызывает значительные затруднения в дыхательных функциях.
Одним из вредных факторов условий труда летного состава экипажа является необходимость работать много часов в сидячем положении в очень ограниченном пространстве. При этом необходимо выполнять ряд разнообразных операций, требующих движения рук, ног и головы в разных направлениях; необходимо сверять данные с приборов, всматриваться далеко вперед, читать карту или инструкции, принимать информацию через наушники и говорить в микрофон.
На летный состав в полете воздействует СВЧ-излучение (как бортовых, так и наземных источников), космическое излучение, которые могут изменяться в зависимости от зоны и высоты полета.
Ночные полеты, частое пересечение часовых поясов при совершении маршрутов восток/запад или запад/восток, огромная ответственность за жизнь пассажиров приводит к нестабильности физиологического и психоэмоционального состояния членов экипажа.
По совокупности вредных факторов трудового процесса условия труда летчиков относятся к вредным, а в некоторых случаях к опасным (эстремальным).
Анализ структуры профессиональных заболеваний летного состава позволяет сделать вывод, что ведущим неблагоприятным фактором, способствующим развитию профессиональных заболеваний у летчиков является шум, а основной нозологической формой — нейросенсорная тугоухость (99,2 % от общего числа профессиональных заболеваний). Кроме того, регистрировались единичные случаи вибрационной болезни, моно-и полинейропатии, пояснично-крестцовой радикулопатии.
Среди авиационных специалистов профессиональные заболевания выявлялись в основном у работников в возрасте от 40 до 60 лет и старше, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами 15—35 и более лет. У лиц, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами от 5 до 14 лет, выявлялось по 1—2 случая профессиональных заболеваний.
Во время работы на бортпроводников могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся самолеты, вертолеты, спецавтотранспорт и самоходные механизмы;
- воздушные и газовые потоки от работающих авиадвигателей, а также камни, песок и другие предметы, попавшие в них;
- воздушные всасывающие потоки (зона сопел авиадвигателей);
- вращающиеся винты стоящих на стоянках самолетов и вертолетов;
- воздушно-газовые струи тепловых и ветровых газоструйных машин;
- выступающие части самолета и его оборудования (бытового и аварийно-спасательного оборудования, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
- повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхностей трапа, места стоянки и покрытия аэродрома);
- предметы, находящиеся на поверхности места стоянки самолета (шланги, кабели, тросы заземления и др.);
- нахождение вблизи от неогражденных перепадов по высоте (например, у открытой входной двери самолета), а также возможность падения в незакрытые (во время предполетного обслуживания) люки воздушных судов;
- перепад давления (при наборе высоты и снижении);
- недостаточное содержание кислорода в воздухе рабочей зоны;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- нагретая до высокой температуры вода, кипяток, горячий пар (при подготовке бортпитания);
- острые кромки бытового оборудования, инструментов и приспособлений (в том числе консервных ножей, столовых приборов), а также расколотой посуды и бутылок;
- повышенный уровень шума и вибрации;
- повышенная или пониженная температура и влажность воздуха;
- недостаточная освещенность рабочей зоны, места стоянки воздушного судна, перрона;
- пожар или взрыв на борту воздушного судна;
- психоэмоциональные перегрузки.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации постановляет: установить членам экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам) за работу с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, 36-часовую рабочую неделю при выполнении летной работы.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Организационное обеспечение охраны труда (организация охраны труда) – комплекс необходимых для выполнения работодателем (администрацией) обязанностей и организационных мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, в том числе по:
а) обеспечению безопасной эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений;
б) обеспечению безопасности технологических процессов;
в) нормализации санитарно-гигиенических условий труда;
г) обучению работников безопасности труда;
д) обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
е) обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха;
ж) обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания;
и) установлению компенсаций за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
к) проведению контроля за состоянием условий и соблюдением требований безопасности труда.
Медицинское освидетельствование авиационного персонала для получения или возобновления медицинского заключения проводит ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), сертифицированная в системе сертификации гражданской авиации Российской Федерации и имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности «Экспертиза врачебно-летная»:
Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится:
- членам экипажей воздушного судна;
- проверяющим, включенным в задание на полет;
- пилотам авиации общего назначения;
- диспетчерам УВД;
- инструкторам парашютной службы, парашютистам;
- слушателям командного факультета Академии гражданской авиации;
- курсантам учебных заведений гражданской авиации;
- авиационному персоналу, включенному в задание на полет.
В процессе предполетной подготовки бортпроводникам необходимо:
-соблюдать осторожность при перемещении по стоянке, чтобы не споткнуться и не удариться о шланги, кабели, тросы, рукава аэродромных подогревателей, упорные колодки, тележки, баллоны и т.п., находящиеся возле воздушного судна;
- быть внимательным при передвижении возле низко расположенных частей воздушного судна во избежание получения травмы. Запрещается передвигаться под фюзеляжем воздушного судна;
- проверить исправность ограничительных ремней на входных дверях и их крепление, работу самолетного громкоговорящего устройства и телефонную связь бортпроводника с экипажем;
- осмотреть пассажирские салоны, убедиться в отсутствии в них посторонних предметов, открытых люков, оставшихся после предполетного обслуживания;
- убедиться в правильности закрепления ковровых покрытий и отсутствии на них складок;
проверить надежность крепления электрокипятильников.
Исполнитель: врач по общей гигиене Лариса Гурьева
Источники:
1.
2. www.plam.ru