Многочисленные западные компании и бренды объявили об уходе из России, вводятся ограничения в финансовом секторе, некоторые товары не доезжают до нашей страны из-за проблем с логистикой.
Для разрешения данной ситуации Правительством РФ был разрешен параллельный импорт в отношении отдельных категорий товаров. Перечень таких товаров был утвержден приказом Минпромторга.
Параллельный импорт — это ввоз товаров в страну, приобретенных не у непосредственного производителя, а у иностранных компаний, которые занимаются перепродажей. То есть иностранная компания закупает товары у производителя, а потом перепродает их России. Принцип параллельного импорта действует во многих странах в том числе в США, Канаде, Великобритании, Бразилии, Турции и т.д. В начале 2000-х годов этот механизм уже работал у нас в стране, но ввозили преимущественно комплектующие для автомобилей. Параллельный поток может идти как из страны-производителя, так и через третьи страны. Параллельный импорт — это не ввоз контрафакта или подделок. Товар должен быть оригинальным, со всеми документами, в том числе о качестве и безопасности.
Однако стоить помнить о том, что в условиях параллельного импорта не все товары могут быть локализованы для использования в России. Могут возникнуть ситуации, когда у бытовой электроники в меню управления может отсутствовать русский язык либо отсутствовать поддержка некоторых интернет-сервисов. Также может возникнуть ситуация, когда инструкция к товару будет только на иностранном языке.
В этом случае продавец обязан довести до потребителя полную и достоверную информацию о товаре и имеющихся ограничениях по его использованию. Не доведение данной информации до потребителя, дает ему право на основании ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» требовать возврат уплаченной суммы.
К кому предъявлять претензии, если в товаре иностранного производства проявились недостатки?
Приостановление или прекращение на территории России деятельности правообладателей иностранных товарных знаков не означает, что потребители будут лишены возможности реализовать свои права в отношении ранее приобретенных ими товаров.
Реализация товаров осуществляется российскими индивидуальными предпринимателями или организациями, а это значит, что хозяйствующий субъект продолжает функционировать и самостоятельно обязан отвечать на все требования потребителей по закону.
Так в п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» определен перечень лиц, отвечающих за недостатки товара:
¾ продавец;
¾ изготовитель;
¾ импортер;
¾ уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель.
Следовательно, продавец, как лицо реализующее товар, несет ответственность за его недостатки наравне с изготовителем, и потому потребитель вправе предъявлять свои требования непосредственно к продавцу.
Вместе с тем продавцу, в виду отсутствия иностранных деталей, в большинстве случаев весьма проблематично произвести гарантийный ремонт, в срок не превышающий 45 дней. Если продавец не успеет устранить недостатки, то потребитель может потребовать в том числе замену некачественного товара или возврат уплаченной суммы.
При этом в рамках гарантийного срока существует презумпция, при которой продавец несет ответственность за любые недостатки в товаре, пока не докажет, что они возникли не по его вине. По истечению гарантийного срока уже потребитель должен доказывать вину продавца (производителя) в обнаруженных недостатках товара.
Нередко продавцы отказываются принимать неисправный товар и направляют покупателя в свой сервисный центр. Такие действия продавца являются незаконными, так как закон не предусматривает обязанность потребителя обращаться в сервисный центр. Продавец обязан принять товара и самостоятельно передать его в свой сервисный центр. В случае если продавец категорически отказывается принимать товар, то главное вручить ему письменную претензию с конкретным требованием, а уже потом при необходимости передать товар. Претензию также можно направить по юридическому адресу предпринимателя.
Исполнитель: И.о. руководителя Консультационного центра в г. Тюмени Николай Лошкарев